Сюжеты · Политика

Кандидаты против всех

Армения идет на выборы на фоне общественной апатии в стране и политической грызни. Внешние игроки ищут в этом свои плюсы

Фото: Alexander PATRIN / TASS

До очередных парламентских выборов осталось меньше года, и уже сейчас политические процессы в стране набирают обороты. На политической арене появляются «новые лица», но будут ли они приемлемы армянскому обществу на фоне наблюдающейся апатии и смогут ли они стать альтернативой традиционным силам, лишенным широкой поддержки граждан? Эти вопросы особенно актуальны на фоне возрастающего давления внешних игроков, аппетиты которых резко обострились. 

Низкое доверие к «бывшим» и «нынешним»

Седьмой год в Армении во главе правительства находится Никол Пашинян, пришедший к власти в результате массовых протестов. «Бархатная революция» в 2018-м сменила власть, но политический расклад существенно не изменился: до «революции» Пашинян был оппозиционером, а его нынешние оппоненты — экс-президенты Роберт Кочарян и Серж Саргсян — властью; сейчас они просто поменялись местами.

За эти семь лет внутриполитический дискурс в стране часто сводился к взаимному троллингу власти и оппозиции. Последние парламентские выборы в 2021 году, ставшие рубежным противостоянием «бывших с нынешними», «черных с белыми», — яркий тому пример. По сути, противопоставление себя «бывшим» и помогло Пашиняну удержаться у власти вопреки тяжелым последствиям Карабахской войны, а оппозиция смогла и дальше формально присутствовать в парламенте без возможности влиять на решения. 

Роберт Кочарян. Фото: Alexander RYUMIN / TASS

Такой расклад, однако, привел к сильной поляризации общества. С тех пор экс-президенты не раз выводили своих сторонников на уличные протесты с требованием отставки властей, однако широкой поддержки общества они не получили из-за своих низких рейтингов. По данным соцопросов Международного республиканского института (IRI), проведенных в июле 2025 года, доверие ко второму президенту Армении Роберту Кочаряну составляет 4%, а к третьему президенту Сержу Саргсяну — всего 2%.

Неудачные попытки вывести людей на улицу стали козырной картой в руках власти. Ее представители то и дело заявляют о том, что «оппозиция изжила себя и превратилась в политический труп, лишенный собственной повестки».

«У оппозиции нет внятной альтернативной концепции, и это позволяет властям продвигать свои проекты», — считает политтехнолог Виген Акопян.

Власть же уверена в своих силах, несмотря на снижение собственных рейтингов, и намерена одержать победу на ближайших выборах, «набрав 50+1% голосов». Результаты тех же опросов показывают, что рейтинг доверия Николу Пашиняну по сравнению с 2024 годом снизился с 16% до 13%.

Усугубляют положение команды Пашиняна внутрипартийные трещины. 

Серж Саргсян. Фото: Alexander PATRIN / TASS

«Внутри «Гражданского договора» идет широкомасштабная война компроматов, в основе которой дележ влияния и финансовых ресурсов», — заявил в эфире Hayeli оппозиционный депутат от фракции «Айастан» Гарник Даниелян. Он отметил, что в партии образовались группировки, аффилированные с теми или иными крупными бизнесменами, и между ними нарастает конфликт интересов. Депутат привел пример конфликта между спикером парламента Аленом Симоняном и депутатом Айком Саргсяном. Последний потребовал исключить спикера парламента из партии, заявив, что тот якобы связан с игорным бизнесом и противился его инициативе об увеличении налогов для букмекерских контор.

Жаркие споры внутри правящей партии депутат от фракции «Гражданский договор» Вагаршак Акопян в комментарии журналистам объяснил «здоровой конкуренцией в период выборов в правление». Он также опроверг информацию о наличии кланов в «Гражданском договоре». «В партии «Гражданский договор» есть один клан, если так сформулировать, и это клан Никола Пашиняна», — заявил Акопян.

Гарник Даниелян. Alexander PATRIN / TASS

Единоличные решения премьера

Аналитики считают, что конфликты по разным поводам в команде Пашиняна, возможно, и есть, но последнее слово всегда за премьером. «Конституция со времен Сержа Саргсяна не менялась, и его модель управления страной проецируется на действующие власти. Все ключевые решения принимает один человек, и этот человек — Никол Пашинян», — считает политолог Лилит Даллакян.

Премьер, если что, говорил об этом и сам. «Правительство — это я. Никто не может иметь позицию, противоречащую моей. Если в правительстве есть люди, чья позиция отличается от моей, пусть прямо сейчас напишут заявления и уходят или я сам их уволю», — заявил 28 августа в ходе брифинга с журналистами Никол Пашинян и на следующий же день уволил руководителя офиса представителя аппарата премьер-министра по международно-правовым вопросам Липарита Дрмеяна. Дрмеян не угодил Пашиняну своей позицией по решению Стокгольмского арбитража по делу «Электрических сетей Армении», перешедших с 2015 года в управление компании российского бизнесмена Самвела Карапетяна «Ташир Груп». Он заявил, что «решение арбитража, призывающее правительство Армении отказаться от национализации компании «Элсети», обязательно к исполнению». 

Пашинян с этим не согласен. Он заявил, что «деятельность «Элсетей» создала энергетический кризис в Армении, возможно, чтобы вызвать внутреннее недовольство в стране», и продвинул инициативу о национализации компании в парламенте, обязав Комиссию по регулированию общественных услуг (КРОУ) возбудить административное производство «в случае возникновения угрозы безопасности или надежности энергетической системы, нарушения прав и интересов потребителей, а также нарушения условий лицензий». 

Никол Пашинян. Alexander RYUMIN / TASS

Сразу после принятия законопроекта в компании ЭСА начались обыски, а КРОУ сменила врио управляющего «Элсетей» на представителя правящей партии, бывшего руководителя Государственной контрольной службы Романоса Петросяна. Причиной таких радикальных мер стало заявление Самвела Карапетяна в связи с конфликтом власти с церковью о том, что он всегда на стороне ААЦ и, «если политическим силам не удастся справиться с этой ситуацией, он должен будет вмешаться в кампанию против церкви по-своему». В ответ Никол Пашинян публично на своей странице в Facebook* пообещал «самому вмешаться по-своему», после чего и начались обыски в доме Карапетяна и массовые задержания.

Карабахский фактор и идеологический сдвиг

Предвыборная борьба в Армении со дня обретения независимости всегда строилась вокруг Карабахского вопроса. Эта тема и сейчас остается актуальной.

Но если раньше основной дискурс властей был сведен к идее сохранения Карабаха, то теперь акцент сместился. Сегодня вместо удержания Карабаха власти говорят об отказе от него. 

К примеру, на предыдущих выборах топовой темой Никола Пашиняна было сохранение армянского Карабаха и защита права армян на самоопределение. Теперь он идет на выборы с «мирной повесткой», исключив из нее карабахский вопрос. 

Однако общество неоднозначно воспринимает этот идеологический сдвиг, и в связи с этим оно сильно разрозненно. С другой стороны, оппозиция не предлагает этому обществу реальных альтернатив: она лишь выражает свое несогласие, обвиняя Пашиняна в провале во всем. Власть же винит оппозицию в недальновидности, приведшей страну к тупиковой ситуации.

«Бывшие три руководителя Армении не решили карабахский вопрос по двум причинам: либо они проявили преступное бездействие, возможно, служа интересам других стран, либо описываемые ими замечательные решения являются на самом деле политическим обманом и их реализация никогда не была возможной», — обвинил оппозицию во всех смертных грехах Никол Пашинян. Он также добавил, что начиная с 1994 года переговорный процесс вопроса вообще-то всегда касался возвращения Нагорного Карабаха в состав Азербайджана. В ответ офисы всех трех экс-президентов заявили, что Никол Пашинян лжет и искажает переговорный процесс.

По факту в патовой ситуации оказался избиратель, который вместо рациональных предложений и видения будущего слышит от политиков только взаимные обвинения и упреки. Согласно опросам IRI, большая часть респондентов (61%) не доверяет ни одному политическому деятелю. Апатия и недоверие к выборам растет, люди просто отказываются от всякого участия в политических процессах. Так, явка избирателей на парламентских выборах 2021 года, по данным ЦИК, составила 49,4%, а на муниципальных выборах в Ереване в 2023 году — всего 28,46%.

«Новые лица» в старой политике

Недоверие избирателей к традиционным партиям и отстраненность от демократических процессов с участием этих сил породило в обществе запрос на новые силы с конкретными предложениями. Уже на этом этапе на политическом поле появились разные инициативы и движения, которые ставят перед собой цель стать альтернативой как власти, так и системной оппозиции. 

Так, Конституционное движение «Нжар», возглавляемое правозащитниками, заявило о своих планах участвовать в парламентских выборах и предложило сформировать новую систему ценностей, основанную на самоопределении, а также создать эффективный институт государственного управления. Движение обещает «консолидировать все здоровые и независимые от власти и системной оппозиции силы и не распылять голоса избирателей».

Арман Татоян. Скриншот: youtube

В политику вступил и экс-омбудсмен Армении Арман Татоян с целью «восстановить разрушенную политическую систему, построить государство, основанное на праве, и продвигать подлинный мир». Татоян заявил, что не намерен вступать в коалицию с экс-президентами страны и пойдет на выборы со своей командой один.

А движение «По-своему» инициировала семья российского бизнесмена армянского происхождения, президента «Ташир Груп» Самвела Карапетяна, арестованного 18 июня за «публичный призыв к захвату власти». Движение претендует стать «влиятельной политической силой», хотя на данном этапе позиционирует себя как аполитичное. 

Из старой гвардии известный бизнесмен, лидер партии «Процветающая Армения» Гагик Царукян, заявил о намерении участвовать в выборах с платформой «Предложение Армении» и новой командой с целью «объединить технократов ради развития страны». «Все партии исчерпали свой срок, доверия к ним нет, никто не способен вывести страну из нынешнего положения. Наша инициатива выведет Армению из обнищавшего и проигравшего состояния», — заявил Царукян.

Левон Тер-Петросян. Источник: Википедия

Партия первого президента Армении Левона Тер-Петросяна «Армянский национальный конгресс» также объявила о своем участии в предстоящих выборах с целью «создать общенациональное сопротивление». Левон Тер-Петросян, согласно сообщению партии, сыграет «серьезную роль».

В отличие от Тер-Петросяна, у второго президента Армении Роберта Кочаряна нет собственной партии, хоть его сторонники и прошли в парламент в блоке «Айастан». Кочарян также анонсировал, что блок будет участвовать в выборах, а «шансы Пашиняна на выборах будут равны нулю, если оппозиция не допустит ошибок».

Третий президент, Серж Саргсян, пока не определился со своим участием, но пожелал «всем удачи».

«Мягкая сила» 

Бытует мнение, что парламентская оппозиция, которую власть называет «удобной» и «оппозицией мечты» из-за ее низких рейтингов, должна прекратить попытки консолидировать общество и уступить место новым силам, чтобы пробудить апатичный электорат и изменить политический ландшафт страны. Но вместо этого она активно готовится к выборам.

В публичном поле муссируется информация о том, что Роберт Кочарян в Москве встретился с замруководителя администрации президента РФ Сергеем Кириенко. В частности, источники газеты «Грапарак» отмечают, что обсуждались внутриполитические вопросы и сценарии предстоящих выборов. Кочарян якобы представил Кириенко свою «формулу успеха» на выборах и намерение консолидировать оппозицию для эффективного противостояния действующей власти, что «потребует значительных средств», но российский чиновник не взял на себя никаких обязательств, пишет газета.

Сергей Кириенко. Фото: Sergei KARPUKHIN / TASS

Отметим, что Сергей Кириенко известен как антикризисный менеджер с успешным опытом работы в других постсоветских регионах. Источники «Ведомостей» утверждают, что «на первом этапе работы в армянском направлении будет вестись информационная, а не электоральная работа, а ближе к выборам появятся новые задачи».

В исследовании фонда INFO OPS Poland, финансируемого МИД Польши (2025 год), Россия и Азербайджан выделены как основные организаторы информационных атак на Армению. Российские СМИ, в частности, Sputnik Армения и Russia Today при непосредственном участии медиаменеджера армянского происхождения Маргариты Симонян, втянуты в процесс распространения дезинформации.

«Активно в этом направлении работают и азербайджанские СМИ, которые находятся под строгим контролем госструктур и ведут враждебную информационную политику по отношению к Армении. Причем часто одна и та же информация перекликается в СМИ обеих стран», — говорится в исследовании фонда.

Иммунитет к пропаганде

После войны 2020 года и насильственного переселения армян из Нагорного Карабаха в 2023 году граждане Армении стали менее восприимчивы к влиянию России. Об этом свидетельствуют результаты опроса IRI, согласно которым 56% респондентов оценивают отношения с Россией как «плохие», из которых 24% — как «очень плохие», а 27% опрошенных и вовсе считают Россию «политической угрозой». Для сравнения: в 2013 году 83% респондентов считали Россию главной дружественной страной. Ситуация менялась с 2016 года. Рейтинг России стал стремительно падать, и в 2017 году он снизился до 63%, а в 2020-м — до 57%.

Почти такие же данные в 2016 году зафиксировал Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР): Россию воспринимали в Армении как дружественную страну 69% респондентов. В исследовании Центра отмечается, что свою роль сыграли недовольство позицией России по поводу обострившегося в 2015–2016 годах карабахского конфликта и повышение цен на электроэнергию российскими компаниями.

Протестующие требуют отставки премьер-министра Армении Никола Пашиняна из-за событий в Нагорном Карабахе. 2023 год. Фото: Alexander PATRIN / TASS

Подмять под себя Армению

В условиях, когда рейтинг доверия к политическим силам минимальный, а общество разочаровано в союзнике, предстоящие выборы могут стать не просто борьбой за власть, но и отличным поводом для усиления внешнего влияния. По мнению политтехнолога Армена Бадаляна,

выборы 2026 года будут отличаться от предыдущих активным вмешательством внешних сил в предвыборные процессы, причем со всех направлений сразу: России, Евросоюза, Ирана, Турции и Азербайджана.

Для России и Евросоюза, говорит эксперт, жизненно важно иметь в Армении свою прокси-власть, и эти центры силы активно будут оказывать свое влияние любыми средствами. Россия, как считает Бадалян, прекрасно понимает значение территории Армении для себя и осознает, что в случае победы Пашиняна глобалисты потребуют у премьера вывода российской военной базы и пограничных служб, что будет означать выход самой России из Армении вплоть до Северного Кавказа. В этом смысле России крайне необходимо поражение действующих властей. А ставку она будет делать на выборах на формирующиеся вокруг Самвела Карапетяна и Роберта Кочаряна силы, а также на партию Андраника Теваняна «Мать Армения».

Евросоюз же, по его мнению, вмешивается по-своему. Сегодня Европа закрывает глаза на недемократические действия армянских властей — такие, как аресты представителей духовенства, жесткий разгон митингов, репрессии и т.д. «Если бы подобные процессы происходили до 2018 года, та же Европа подняла бы шум [а сейчас молчит]. Безусловно, это вмешательство», — отметил в интервью «Новой газете» политтехнолог.

Участники памятного шествия к пятилетней годовщине 44-дневной войны в Арцахе. Фото: Alexander PATRIN / TASS

Кроме этого, в мае 2026 года Ереван планирует принять VII саммит политического сообщества Евросоюза (ЕПС). Это ярко выраженный политический пиар в поддержку Никола Пашиняна, который широко использует его в своей кампании, считает Бадалян.

Влияние на процессы будет иметь и Иран, который хотел бы иметь в армянском парламенте лояльную себе фракцию. Турция и Азербайджан, по мнению политтехнолога, не останутся в стороне, но они поддержат действующую власть. Он не исключил подписания каких-то соглашений с Баку, которые правящая партия использует в своей предвыборной кампании для привлечения дополнительных голосов. 

«Азербайджану ничего не стоит освободить нескольких заложников — из тех, кто в бакинских тюрьмах уже пять лет, что тоже пойдет в копилку премьера. В свою очередь, Турция может организовать инвестиционные конференции, тем более что армянский министр экономики публично приветствовал турецкие вложения в страну», — отметил Бадалян.

Армине Мартиросян

* Принадлежит компании META, деятельность которой в РФ запрещена как экстремистская.