Этот текст вышел в пятом номере журнала «Новое обозрение».
Купить журнал можно на «Озоне» с доставкой по СНГ.
Или в телеграм-магазине «Для дорогих людей».
Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ
«Здравствуйте, Ирина Владимировна, это служба безопасности Госуслуг, вы сейчас входили в свой аккаунт?» Нам, взрослым, такого вступления уже достаточно, кажется, чтобы нажать «отбой» и занести номер в черный список. А дети еще не привыкли к тому, что теперь они — главная цель телефонных мошенников и провокаторов.
Этот текст вышел в пятом номере журнала «Новое обозрение».
Купить журнал можно на «Озоне» с доставкой по СНГ.
Или в телеграм-магазине «Для дорогих людей».
Для обработки детей мошенники используют те же технологии, что и для взрослых — ну, может быть, с небольшой поправкой: детям вряд ли будут звонить электрики, зато их можно отлавливать в многопользовательских играх. Ну и вместо начальника — завуч или директор. Вместо «оцифровки архива» или «замены счетчиков» — «сбор информации для управления образования».
Рассказывает репетитор Татьяна (имя изменено): «Моему ученику пришло в вотсап сообщение от завуча по воспитательной работе, которая попросила у него паспортные данные и номер СНИЛС — якобы управление образования потребовало, чтобы наградить активистов. Мальчик отправил, у него даже сомнений не возникло. Через полчаса звонок: «Служба безопасности Госуслуг, вы сейчас входили в свой аккаунт?» Дальше все понеслось по обычной схеме: объявили, что данные паспорта запросили мошенники, стали запугивать, что через его Госуслуги переведут деньги на украинских военных, обещали 20 лет за госизмену».
Рассказывает мама подростка Инна (имя изменено): «Сыну 16 лет, про мошенников вроде бы все знает. Но тут вдруг вечером в панике говорит: мама, у меня украли Госуслуги! Ему по громкой связи некто вроде бы с Госуслуг втирает, что у него украли данные, не только его, но и родителей, называет имена-фамилии и даты рождения, перечисляет, в каких банках у нас счета и карты. А дальше вечная пластинка: сейчас мошенники переведут ваши деньги противнику, дело про госизмену, вы понимаете, Иван Иванович (имя изменено), что вы наделали? Надо писать заявление в прокуратуру, но уже восемь вечера, зачем вам идти, с вами свяжется следователь. Следователь звонит в вотсапе по видеосвязи — сидит за столом в форме, над столом портрет Путина, дальше опять говорит про госизмену и ФСБ. Спрашивает: вы понимаете, что из-за вас родителей посадят? Вы ведь знаете, что ваши родители в соцсетях про власть говорят нехорошее?»
В обоих этих случаях все закончилось хорошо: репетитор убедила своего ученика позвонить папе, никакого ущерба семья не понесла. Мама второго парня вовремя поняла, с кем имеет дело, и дело закончилось походом в МФЦ для восстановления доступа к Госуслугам.
Но не всем так везет. В феврале этого года при помощи все той же сказки «ваши Госуслуги взломали, теперь будут с родительских счетов финансировать терроризм» жулики заморочили голову московскому 11-класснику так, что он вскрыл болгаркой семейные сейфы и передал преступникам 200 миллионов рублей. А началось все с прихода курьера из службы доставки товаров, которому надо продиктовать код из СМС. Точно по такой же схеме обработали в сентябре юную москвичку: курьера сменили «полицейские», которые вынудили ее «задекларировать все семейные ценности», показать по видеосвязи квартиру, продемонстрировать сейф, попробовать его открыть. Когда девочка открыть не смогла — прислали ей специалиста-взломщика, который и унес 3 миллиона рублей.
В Екатеринбурге история со вскрытым родительским сейфом и похищением 380 тысяч рублей в мае этого года началась с того, что 12-летний мальчик зашел в телеграм-канал, посвященный знакомствам, и написал симпатичной девочке.
«Девочка» прислала, а потом сразу удалила видеокружок с изображением мужчины в военной форме и сообщение со словом «спасибо». Дальше — знакомая история про «финансирование терроризма».
Еще один 12-летний екатеринбуржец после интернет-знакомства с поддельной «Ксюшей» сбежал из дома с родительским сейфом, спрятался в заброшенном здании и попытался вскрыть сейф. А началось с того, что «Ксюша» попросила мальчика сбросить его геолокацию. Затем появились «правоохранители» и сообщили мальчику, что он передал данные западным спецслужбам, и теперь надо задекларировать все имущество в доме. Мальчик потом рассказал: «Они сказали, что если расскажу хоть кому-то, то родителям грозит до 25 лет тюрьмы. Мне грозит детдом, а брату — исправительная колония».
Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»
Тогда же, в мае, в Магнитогорске 17-летняя девушка вскрыла болгаркой отцовский сейф и отдала мошенникам больше 10 миллионов рублей. Начиналось с курьерской доставки цветов (курьеру надо назвать код из СМС), дальше вмешались «силовики» и сообщили, что девушка оформила через Госуслуги доверенность на гражданина другой страны. Затем, как обычно, потребовали «декларировать» родительские деньги и имущество — и никому ничего не говорить. Мошенники представлялись пострадавшей сотрудниками полиции, Роскомнадзора и Росфинмониторинга.
В апреле 13-летнего петербуржца три дня обрабатывали несколько взрослых жуликов, изображавших силовиков. Они обвиняли его в том, что он поддерживает ВСУ. Ребенок не выдержал прессинга, перевел им 350 тысяч рублей, а потом собственными руками отдал родительский сейф с 10 миллионами рублей.
Это лишь несколько громких случаев, попавших в СМИ из-за особо крупных сумм или особой дикости случившегося. За ними — тысячи других, не получивших публичности.
По данным компании по противодействию киберпреступности F6, до декабря 2024 года атаки мошенников на детей были единичными. Однако за первое полугодие 2025 года в России произошло около 3,5 тысячи подобных преступлений. Ежемесячное количество мошеннических атак на детей выросло в шесть раз по сравнению с началом года (в декабре 2024 года — 100 случаев, в июне — 580), а средний размер ущерба — вдвое (с 80 тысяч до 190 тысяч рублей). Общий ущерб, нанесенный клиентам российских банков через их детей, может составлять более 600 миллионов рублей.
По сообщению F6,
младших детей чаще всего атакуют через чаты онлайновых игр — таких как Roblox, Minecraft, Standoff 2 и других, предлагая поучаствовать в розыгрышах или получить что-то бесплатно.
Более старшим мошенники представляются сотрудниками школы, властных структур, государственных сервисов, мобильных операторов и т.п. Имитируют взлом кабинета на Госуслугах, запугивают ребенка (как правило, уголовной ответственностью родителей), требуют ничего им не говорить, а выполнять инструкции.
Дальше начинается самая страшная, почти бредовая часть: следуя инструкциям, ребенок может обманом или просто ночью, когда родители спят, делать скриншоты родительских смартфонов, разблокировать их, прикладывая палец спящего родителя к экрану, переводить деньги через банковские приложения, оформлять кредиты и т.п. До взлома сейфов доходит не в каждом случае, но не в каждой семье и сейфы есть.
Но, может быть, еще и хорошо, когда дело заканчивается потерей только денег, а не свободы. Другая сторона киберпреступности — вербовка подростков для выполнения мелких диверсий с последующим их разоблачением. Как правило, им предлагают поджигать релейные шкафы на железной дороге: это относительно очевидный способ нарушить движение на конкретном перегоне, а шкафы стоят в малолюдных местах, где легко доступны. Впрочем, тревога поднимается быстро, и поджигателей чаще всего задерживают по горячим следам.
16 сентября 2025 года 15-летний московский подросток совершил поджог на перегоне между станциями железной дороги Бирюлево-Товарная и Чертаново, снял происходящее на камеру телефона и скрылся. Сейчас подросток арестован, ему предъявлено обвинение в совершении теракта (ч. 1 ст. 205 УК РФ подразумевает от 10 до 20 лет лишения свободы). Судя по показаниям юноши, он взялся совершить поджог по предложению неизвестного, с которым познакомился в неназванном мессенджере: тот обещал заплатить за это небольшие деньги.
Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»
Точно такая же история произошла в сентябре с 17-летним петербуржцем и с двумя 16-летними подростками в Архангельской области. Летом аналогичные случаи зафиксированы в Тульской области, Оренбургской области и Ижевске, задержаны и обвинены в терроризме шестеро 17-летних подростков. Годом ранее за поджоги на железной дороге задержали две группы подростков в Самарской области — в Тольятти и в Сызрани. Следствие утверждает, что молодые люди получали указания совершать поджоги из мессенджеров, им было обещано вознаграждение от 5 до 15 тысяч рублей за каждый поджог. Как правило, в большинстве случаев следствие заявляет, что диверсии совершались по указанию украинских спецслужб.
Не станем вдаваться в спекуляции о том, сколько среди таинственных кураторов, которых так никто никогда и не находит, реальных спецслужбистов, а сколько провокаторов, чья задача — наловить юных балбесов, желающих подзаработать, объявить их террористами, повысить раскрываемость и получить новые звездочки на погоны.
Спросим лучше,
почему государство только руками разводит, когда дети уже в национальном масштабе оказываются легкой мишенью для взрослых преступников.
Почему, когда обманутые мошенниками граждане приходят в полицию, первое, что они слышат, — это усталое «ну вы же понимаете, что мы никого не найдем?». Почему находятся только 15‒17-летние «террористы», но еще ни разу, кажется, не сели за решетку все те, кто прикидывался курьерами с цветами, сотрудниками Росфинмониторинга, следователями, кто отдавал детям приказы переводить деньги с родительских карточек и пилить болгаркой сейфы, — всей бандой и с колл-центром в придачу? Неужто потому, что и они все находятся на территории Украины? Даже те, кто приходит к подросткам за деньгами из родительского сейфа в Оренбурге или Магнитогорске? У них, видимо, какие-то тайные подземные ходы прорыты от Оренбурга до Киева? Они своей страшной сетью накрыли всю Россию, и никакие силовики не могут с ними справиться?
Нет, вы не понимаете: дети сами виноваты — взрослых не слушают. Вот, к примеру, что говорит медиаэксперт Юрий Нестеренко, член экспертного совета комитета Государственной думы ФС РФ по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства: «Против нашей страны уже давно идет информационная война. К сожалению, дети — ее основная цель. Преступники наиболее активно атакуют тех, кому от 10 до 17 лет. Одна из основных проблем — недостаточное информирование подростков о способах вовлечения в террористическую деятельность и мошенничество. Стандартные предупреждения не работают: дети нас не слышат». Одно из решений — информирование детей через популярные у них каналы коммуникации: социальные сети, блогеров, игры, мультфильмы».
Разумеется, когда государству нужно что-то донести до детей, у него есть для этого все возможности — вот хоть пресловутые «Разговоры о важном». И что, кажется, важнее, чем помочь ребенку распознать преступника, не дать ему разорить семью, не позволить сломать собственную жизнь?
Но «Разговоры о важном» все больше о патриотизме. Их сценарии теперь снабжаются пометкой, какие ценности формируют эти занятия. Так вот, из пяти сентябрьских занятий, прошедших в этом учебном году, четыре формируют патриотизм, а пятое — служение Отечеству. И даже когда авторы занятий хотят поговорить о музыке и начинают с Чайковского, они все равно заканчивают рекламой «Интервидения». А когда хотят поговорить с детьми о цифровом мире, то важно вовсе не то, чтобы детей в этом мире не угробили. Тема занятия 29 сентября — «Цифровой суверенитет страны».
Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»
Получасовое занятие посвящено тому, что в области цифровых технологий Россия впереди планеты всей, и для полного цифрового суверенитета ей не хватало пока только собственного мессенджера, но теперь у нас есть удобный и безопасный «Макс». Дети-ведущие в видеороликах с выражением произносят наизусть выученные вопросы: «Какими цифровыми разработками мы можем гордиться?»
Один трехминутный ролик из получасового занятия действительно посвящен цифровой безопасности. О ней говорит глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина. Она успевает сообщить, что главные угрозы в интернете — это незнакомцы, которые хотят «вступить в контакт с подростками с разными целями», и мошенники; что подростки сами слишком много информации о себе публикуют, а потом становятся жертвами шантажа и вымогательства. Для защиты от мошенников она предлагает «сделать паузу, подумать, остановиться, перепроверить информацию», не реагировать эмоционально, «включить все возможные настройки безопасности», придумать сложный пароль и обновлять его раз в полгода, не переходить по непонятным ссылкам, «быть аккуратнее с контентом» и не делиться лишним в соцсетях. А дальше уже рассказывает, что завела канал в «Максе» и начала его развивать.
Так что тема безопасности обсуждается примерно полторы минуты и закрепляется в учительской реплике в финале занятия: «Ключ к цифровой безопасности заключается в умении защищать себя и свои данные. В каждом приложении есть настройки безопасности, не забывайте их включать. Создавайте сложные пароли, не повторяйте их в аккаунтах и почаще меняйте. Никогда не доверяйте незнакомым сообщениям и письмам с подозрительными ссылками и не переходите по ним. Не делитесь личной информацией на публику и следите за своим контентом в Сети». Не знаю, спасет ли это сбитого с толку школьника, которому внушают, что он своей глупостью так подставил родителей, что их сейчас посадят на 20 лет.
Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»
Для того чтобы помочь детям распознать угрозы, их надо показывать: вот как это выглядит в игровых чатах и мессенджерах, вот какие схемы работают. Демонстрировать скриншоты, показывать реальные примеры. Учить замечать в общении с предполагаемыми ровесниками или знаменитыми блогерами «красные флаги». Давать задачи: как понять, действительно курьер везет тебе цветы или это жулики? Говорить о доверии к родителям. Младших учить вежливо сомневаться в авторитете облеченных властью взрослых — всех этих квазизавучей и квазиполицейских. Дети так боятся, что родители отругают, что часто готовы самостоятельно пилить сейфы болгаркой и выносить из дома миллионы чужим дядькам, лишь бы не оказаться лицом к лицу с родительским гневом. Говорить о том, как на человека действует страх и запугивание — и какие безумные поступки совершаются под действием страха. О том, как не дать себя запугать, сбить с толку, запутать. Как выдерживать психологический прессинг. Как понимать, не опасно ли обещание быстрого заработка. Не бояться упоминать вслух, что мошенники легко берут на вооружение политические обвинения и что эти обвинения могут быть ложными.
Но чтобы научить детей справляться с запугиванием — надо самим не запугивать. Чтобы научить их не бояться — надо самим не бояться. Чтобы научить понимать, когда тобой манипулируют, на тебя давят, тебя пытаются запутать, — нужно воспитывать критическое мышление.
Чтобы научиться распознавать квазизавучей и квазиполицейских, надо понимать, что ты не обязан слепо подчиняться любому приказанию старших и имеешь полное право сказать «нет».
Но или критическое мышление — или пропаганда.
Все то, чему нужно учить детей, до такой степени несовместимо с сегодняшней школой, что сама идея научить детей безопасному поведению в интернете на школьном уровне, кажется, обречена на растворение в море пустой болтовни, случайных полезных советов и бесконечной национальной гордости по любому поводу.
Хотя тут как раз повод неподходящий.
— Прежде всего, самим родителям нужно повышать свои навыки цифровой грамотности. Первый технический шаг, который хорошо бы сделать, — это настроить родительский контроль на роутере. Это не все умеют делать, хотя это не самая сложная задача, но в этом нужно будет покопаться и разобраться, посмотреть. Нужно купить современный роутер, потому что с моделью 2015 года вы ничего не сделаете. Купите роутер 2024−2025 года, изучите его документацию, посмотрите, как там настраивается родительский контроль, как вы можете вывести себе эти данные.
Можно создать две вайфай-сети: одну для взрослых, вторую для детей, которой нужно сразу задать все ограничения и к которой подключить все устройства ребенка. Вы, например, можете поставить там DNS-фильтр от Cloudflare, который будет фильтровать контент для взрослых и уничтожать значительную часть мошеннических ссылок, скам-ссылок, фишинговых ссылок. Можно будет видеть, куда вообще ваш ребенок ходит по Сети. Дети вам об этом не говорят, но вы, по крайней мере, будете иметь некоторую карту информационного поля вашего чада. Из этой карты можно получить довольно много информации — в том числе о том, что происходит с ребенком психологически. Если ребенок ходит на определенный сайт, где есть советы по определенной проблеме, часто туда заглядывает, мы можем понять, что с ребенком что-то не то происходит, — например, он часто смотрит сайты, связанные с буллингом. На этом техническом уровне можно этично, не влезая слишком сильно в личную жизнь и информацию ребенка, настроить домашнюю сеть так, чтобы понимать, что с ребенком происходит, и технически оградить его от мусора. Для этого, конечно, придется погрузиться в техническую документацию, но современный родитель, который активно пользуется интернетом, с этим справится: ну потратите вы два дня, зато потом будете годами спокойны.
Второй технический уровень — это отследить, чтобы на каждом устройстве вашего ребенка стояли нормальные антивирусы: смартфон, планшет, лэптоп, игровой компьютер. Нам обычно кажется, что встроенных антивирусов хватает. Но с некоторыми типами угроз они не справляются. И хакеры в первую очередь стараются обойти именно встроенные антивирусы. Большинство пользователей сидят на Windows и не ставят никакого антивируса, кроме предустановленного Microsoft Defender. И первое, о чем думает хакер, киберпреступник, — о том, как обойти защиту именно этого антивируса. Годовая подписка у большинства современных антивирусов недорогая и сразу на несколько устройств, так что защитите и свои устройства, и устройства детей.
Если у вас iPhone или любая другая техника Apple, это не значит, что вам не нужен антивирус. Ваша система более защищена, но не защищен ваш круг общения. Если вы скачали зараженный файл, он безопасен для айфона, а вы его переслали пользователю на андроид или Windows, а для него он уже опасен. А вы поучаствовали в распространении зараженного программного обеспечения.
Дальше — многофакторная аутентификация во всех аккаунтах, где это только возможно. И объяснить ребенку, как это работает. И потом уже образовательная часть: как выстроить цифровую гигиену.
Все, что касается детей, всегда должно следовать принципу «начни с себя»: если вы не практикуете безопасное поведение в Сети, то и ваш ребенок не будет практиковать, потому что он прекрасно все видит.
Это как с книгами: мой папа всю жизнь читал, я всегда видел папу с книжкой, именно потому, что у меня были читающий папа и читающая мама, я могу похвастаться, что прочитал больше семи тысяч книг. Если дети видят, что вы настраиваете кибербезопасность, если вы показываете им, как это делать, то и они будут это делать. Начните с себя.
Например, не переходите по непонятным ссылкам. Прямо запретите это себе. Пришла ссылка — надо проверить. Для этого есть соответствующие инструменты. Например, есть сайт Security Trails, на котором можно проверить безопасность ссылки, или Urlscan.io. Там можно и ссылку проверить, и поставить расширение в браузер, которое позволит ее проверять в момент перехода и получать информацию о сайте: замечен ли он в какой-то мошеннической активности.
Напоминаю, что пользоваться нужно только легальным программным обеспечением. Значительная часть вирусов, шпионских программ, программ, которые выманивают деньги и ломают вашу систему, распространяется через взломанные программы. Взломанная программа, скорее всего, не обновляется, у нее есть какие-то дырки, раз ее уже взломали, и в нее гораздо проще пропихнуть нелегальное дополнительное ПО. Взломанные, краденые программы — это зло. Мы на своем примере объясняем: мы не пользуемся взломанными, крадеными программами, и ты, пожалуйста, не пользуйся. Если тебе что-то нужно купить, попроси, пожалуйста, и мы тебе купим.
Если вам кажется, что устанавливать платное ПО дорого, поищите бесплатные решения из открытых источников — например, Open Office вместо Microsoft Office, он выполняет ровно те же функции.
Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»
Дальше: посмотрите, сколько у вас сейчас на смартфоне необновленных программ. Если их больше 20, у вас все плохо. Лучше поставить на автообновление. Обновления, которые выпускают производители ПО, — чаще всего это именно обновления безопасности: популярное приложение — это предмет интереса взломщиков, и они постоянно в них ищут дырки. А компании-производители нанимают белых хакеров для того, чтобы они тоже искали дырки, только внутри компании, и выпускали патчи — обновления безопасности. Они есть у любого мессенджера или любой другой программы. Хакеры белые и хакеры черные стараются друг друга обогнать. Поэтому не пренебрегайте обновлениями, в том числе обновлениями системы. Следите за актуальностью самой системы на вашей технике и на технике вашего ребенка.
Если у вас есть программы, которыми вы не пользуетесь, вычистите их. Если вы ими не пользуетесь — они не обновляются, в них появляются дырки. Еще и место освободите на устройстве.
Детям обязательно надо рассказывать, что в той среде, где они играют — Minecraft, Roblox, любые игры, — существует очень много мошеннических схем. Чем больше пользователей в игре, тем больше там мошенников и преступников. Региональные чаты Доты, например, больше напоминают наркоторговую площадку, там предложат что угодно, от наркотиков до взломанных программ.
Как работают мошеннические схемы? В том же, например, Minecraft или Roblox предлагают загрузить и установить бесплатно какой-нибудь мод (от слова «модификация» — дополнение, созданное не производителями игры, а игроками. — И. Л.). Этот мод на самом деле взломанный, он позволяет получить доступ к устройству. Не надо устанавливать моды из непонятных источников.
Довольно часто бывает, когда за невероятную сумму продают довольно простенький игровой предмет. Он стоит, к примеру, 5 долларов, а его продают за 5 тысяч, навешав ребенку лапши на уши. А к игре подключена ваша карта. И эти деньги уйдут с вашей карты.
Поставьте ограничения на платежи на ваших картах, ограничения на интернет-платежи. Это может показаться не очень удобным, но на самом деле защищает вас довольно сильно. Конечно, каждый раз, когда вам нужно будет провести интернет-платеж, вам нужно будет ввести код в приложении вашего банка, но это небольшая плата за то, чтобы защитить ваши семейные финансы от мошенников.
Можно завести для ребенка отдельную карту, на которой не будет лежать много денег, и эту карту подвязать ко всем аккаунтам вашего ребенка. А свою карту хранить в недоступном для него месте. И данных этой карты не должно быть на устройствах вашего ребенка.
Обязательно надо рассказывать о схемах, при помощи которых разводят и детей, и взрослых. Говорить о том, что нельзя «сдавать в аренду» ни свои аккаунты в соцсетях, ни игровые аккаунты, ни данные своих карточек — все это используется в мошеннических или криминальных схемах. Все это будут использовать преступники — и в отмывании денег, и в торговле людьми, это уголовная ответственность. С вероятностью почти в сто процентов твой аккаунт оказывается втянут в преступную схему. А людям, которые не очень разбираются, в чем дело, кажется, что это выгодное предложение: ну а что, у меня аккаунт, я им не особо пользуюсь, вот я его сдам.
А если в аккаунте достаточно персональной информации, то можно создать и дипфейк ваш, с помощью которого будут производиться какие-то криминальные действия.
Есть базовое правило: никогда не говори с незнакомцами. Довольно часто люди втираются в доверие к другим людям с целью извлечь какую-то персональную информацию, интимную информацию, фотографии. И это тоже очень важно, и об этом нужно говорить, особенно с подростками: у тебя могут попытаться выманить твое фото неглиже или информацию о финансах. Важно говорить с детьми о том, что значит их профиль в любой соцсети, какую информацию из него можно получить, о том, что стоит разграничить публичную и непубличную социальную активность: не выкладывать в публичное пространство много материалов, в особенности чувствительных. Почитать с ними оферту любой социальной сети: по сути, мы им передаем чуть ли не все права на тот контент, который мы будем публиковать в этой социальной сети, разрешаем им анализировать нашу переписку. Оно вам надо?
Обязательно нужно объяснять, что такое фишинг — выманивание персональных данных, данных аккаунтов, данных платежных. Вот вам предлагают принять участие в акции, а для этого заполнить форму. Но проверьте сначала, существует ли эта акция, имеет ли отношение сайт к официальному сайту компании. Часто эти данные используются как подготовительный этап в том числе в телефонном мошенничестве: если человек уже на фишинговом сайте ввел свой телефон, то он с большей вероятностью поведется на телефонный развод. И телефонные мошенники именно таким образом в том числе собирают данные телефонов: вы ввели в форму свое имя, фамилию, отчество, год рождения, номер телефона — и вот вам звонят «Здравствуйте, Павел Владимирович, я из следственного комитета, у нас к вам такие вопросы». И начинается схема развода.
Провокаторы тоже могут искать наших детей где угодно — начиная от чата в многопользовательской игрушке и заканчивая закрытыми группами в социальных сетях. Подростки хорошо ловятся на чувство собственной уникальности. Мы все на это ловимся, дети в этом смысле немногим отличаются от взрослых. Нам всем хочется почувствовать свою собственную уникальность, ощутить себя частью миссии по восстановлению какой-либо справедливости. Как мы понимаем, понятия справедливости варьируются в зависимости от того, кто о ней говорит. Сложно дать рецепт, как уберечь ребенка от провокатора: тут все зависит от того, насколько человек вообще обучен логическому мышлению, критическому мышлению, насколько он вообще понимает мир. И здесь, наверное, даже речь не о цифровой грамотности, а о некоторой общей эрудиции и понимании реального мира. И еще это вопрос доверия между родителем и ребенком.
И советы тут все старые-добрые: читайте с детьми книжки, учите детей понимать большие сложные тексты. Процесс глубокого чтения и процесс письма — это очень важные процессы, которые формируют рациональное мышление. Оно не только защитит детей от некоторых мошеннических схем, но вообще даст им преимущество в будущем. Люди, которые умеют мыслить рационально, которые владеют письмом и глубоким чтением, всегда будут более востребованы, чем люди, которые ими не владеют. И этих людей будет гораздо проще развести на все что угодно — и на мошенническую схему, и на политический обман. Человека книги сложнее развести на эмоции и импульсивные действия, чем человека, который привык полагаться исключительно на эмоции и на короткие информационные контентные блоки.
— Стратегия родительского поведения зависит от возраста ребенка. С младшими — до 10‒11 лет, а с мальчиками даже до 12, нужно делать все то же, что с дошкольниками. До этого возраста у них нет ни предвидения, ни целеполагания, ни анализа ситуации — только простые эмоции. Поэтому у детей до 12 лет не должно быть доступа ни к соцсетям, ни к родительским картам. И в телефоне — опция «принимать звонки только от существующих контактов». Вот как малышам мы объясняем, что нельзя идти в гости к доброму дяде, который обещает показать щеночка, так и здесь — доносим до них, что никакое общение, инициированное взрослыми в адрес ребенка, не может быть безопасно, что серые волки прикидываются красными шапочками: человек может прикинуться твоим ровесником, одноклассником.
Для детей в средней школе, хотя у них и есть уже соцсети, тоже работает правило «все, что инициировано не тобой, потенциально опасно». Мы не случайно рассказывали в детстве друг другу страшилки: они помогают усвоить правила поведения в социуме: чужим дверь не открываем, по телефону ничего не сообщаем. И взрослые не случайно нам рассказывали сказку про волка и семерых козлят. Ее и сейчас повторить можно, и актуальных историй добавить: одна девочка случайно пошла по ссылочке, больше ее никто никогда не видел. Рассказывайте истории про своих сослуживцев, которых развели мошенники.
Но самое главное наше средство — это просто быть все время с ребенком в контакте. Не на связи, когда можно в любую секунду позвонить, а в контакте: быть в курсе, чем ребенок живет, как себя чувствует.
Это сильно отличается от контроля, хотя люди часто путают эти понятия. Чтобы быть в контакте, надо знать друзей ребенка, придется разрешать их приводить домой, брать их куда-то с собой, — и тогда вокруг вашего ребенка формируется страховочная сеть безопасности.
Старшие подростки — самая уязвимая сейчас категория: они-то все время в соцсетях, они — удобная мишень. И нужно объединяться с детьми против угроз и вызовов внешнего мира — а не манипулировать ребенком, не запугивать его. Если попался мошенникам — не внушать ему стыд и вину, будто он совершил что-то катастрофическое. Если ребенка развели мошенники, и семья потеряла деньги, это не значит, что ребенок виноват. Концепция виктимблейминга — что жертва сама виновата — она повсюду. Но ребенок стал жертвой преступления взрослой организованной преступной группировки, и его винить ни в чем нельзя. Люди, которые начинают винить ребенка, просто не выдерживают собственного отчаяния и бессилия. Но это не вина, это беда. То же самое мы говорим про девочек, которые забеременели от взрослого мужчины, или про мальчиков, которые попали в аварию на подаренном папой самокате.
Если вы сами дали ребенку доступ к своей карточке — зачем вы это сделали? У ребенка не должно быть возможности ничего покупать самостоятельно. Ребенок не может быть участником финансовых отношений — кроме тех случаев, когда мы его отправили за хлебом.
Дети часто не рассказывают родителям о своих бедах. Но тогда вы видите, что ребенок как-то странно себя ведет, стал замкнутым, мечется, плохо спит, плачет тайком. Если вы знаете своего ребенка, то вы знаете, как он себя ведет в норме. И если вы видите, что он сам на себя не похож, — надо включаться. У него, кроме вас, никого нет, вы его единственная поддержка и опора. Поэтому начинайте узнавать: это может быть травля в школе, может быть какой-то обман.
От всех этих бед — от мошенников до политических провокаций — помогает только все время быть с ребенком на связи. За последние 150 лет изменилось только то, что жизнь перешла в виртуал. Когда мальчик дружил с нехорошими мальчишками во дворе, приходил в грязной одежде, приводил кого-то домой — вы это хоть видели глазами. А теперь все в виртуале, вы этого не видите, и задача родителей во много раз усложнилась. Но ничего другого, кроме как быть в контакте, знать и понимать своего ребенка, не придумано. Понимать, какой у него темперамент, что у него с волей, на что его можно подловить. И если у него плохо с самоконтролем, например, не отпускать его на самотек, не надеяться, что сам справится, и постоянно с ним разговаривать, и знать, чем он живет.
Этот текст вышел в пятом номере журнала «Новое обозрение». Купить журнал можно в телеграм-магазине «Для дорогих людей».
{{subtitle}}
{{/subtitle}}