Сюжеты · Политика

Бегущие по волнам протеста

В США прошли самые крупные антитрамповские выступления под лозунгом «Нет королям»!». Говорят о 7 млн участниках

Владимир Козловский, внештатный спец. корр., Нью-Йорк

Фото: Jose Luis Magana

В прошлые выходные по США прокатилась очередная волна протестов против правления Дональда Трампа под девизом «Нет королям!».

Мне приходилось освещать большую часть демонстраций, проходивших за последние полвека на Манхэттене, и эта была одной из самых массовых. СМИ называют ее самой большой протестной акцией в американской истории и уподобляют гигантскому протесту против Вьетнамской войны, состоявшемуся в 1969 году в Вашингтоне. Немалая часть пожилых ньюйоркцев, вышедших сейчас протестовать против Трампа, заново переживала свою бунтарскую молодость и пребывала в праздничном настроении, в котором призывали их явиться на акцию организаторы шествия, не желавшие повторения беспорядков лета 2020 года.

Заголовок на сайте Эм-эс-эн-би-си, самого левацкого из новостных каналов кабельного телевидения Америки, гласил «Нет королям!» — это не просто лозунг. Это призыв спасать демократию, пока не поздно».

Спикер палаты представителей республиканец Майк Джонсон, со своей стороны, назвал акцию сборищем «ненавистников Америки». Республиканский агитпроп подхватил эту формулировку. В ответ либеральная «Нью-Йорк таймс» вышла с заголовком «Республиканцы знают, насколько уязвим Трамп. Их атаки на «Нет королям!» подтверждают это».

Что акция соберет рекордные толпы, я понял еще в метро. Поезд был забит зажиточной белой публикой пенсионного возраста, ехавшей явно не на бейсбол. Из сумок торчали самодельные плакаты на листах картона, отрезанных от коробок, в которых компания «Амазон» присылает покупки на дом. У демонстрантов были и плакаты типографской выделки, в частности, с популярной надписью «Нет королям с 1776 года!» (когда американские колонисты откололись от Великобритании), как будто подтверждавшие гипотезу правых о том, что они проплачены левыми толстосумами вроде Джорджа Сороса, но большая часть наглядной агитации на митинге была самопальной.

Хозяйка одного плаката переживала: «Так много преступлений, так мало картона…»

Некоторые лозунги были в рифму, например, No Crown For a Clown! («Клоуну корона не положена!», где клоун, понятное дело, — это виновник уличного торжества, то есть Трамп).

Фото: Bill Clark

В рифму были и некоторые кричалки, например, Hey hey, ho ho, Donald Trump has got to go! («Хей, хей, хоу, хоу, Дональду Трампу пора валить!»). Или We Demand Liberation From The Fascist Occupation («Мы требуем освобождения от фашистской оккупации!»).

Последний текст выкрикивал в мегафон идущий во главе колонны чернокожий активист, а толпа потом повторяла. Другая популярная кричалка, кочующая от протеста к протесту, — это «Вот как выглядит демократия!».

Антитрампистское Сопротивление давно зачислило президента США в фашисты/нацисты. Отсюда лозунги «Нет королю и нет фюреру Трампу!», «Нет» американскому гестапо!», «Скажи «нет!» королям и фашистским диктаторам!» и все в таком же духе.

На сегодняшний день основная претензия Сопротивления к Трампу (кроме нацизма) заключается в том, что он напускает на «иммигрантов» (под которыми имеются в виду нелегалы) своих опричников из погранохраны и ICE (Иммиграционно-таможенная служба), поэтому масса лозунгов была посвящена этим супостатам, количество нападений на которых выросло в последние месяцы более чем на 1000%. Первый ясен без слов «ICE=KKK».

Поскольку ICE по-русски будет «лед», один популярный призыв звучал как «Давайте растопим ICE!». На другой картонке был вопрос: «Как пишется ICE?» — Ответ: «Гестапо». На третьей говорилось: «ICE здесь не рады». На четвертой: «Нет погранохране! Закрыть ICE!»

Было и в рифму: Say it once, Say it twice. We will not put up with ICE!» («Скажи раз, скажи два. Мы не потерпим ICE!»). Эту формулировку скандировали периодически.

4 ноября новым нью-йоркским мэром, скорее всего, будет избран социалист Зоран Мамдани. Не в последнюю очередь он победит потому, что подавляющее большинство демонстрантов — среди которых я провел три с половиной часа, а они все шли и шли — проголосует за него. Мамдани, видимо, понравились бы такие их лозунги, как «Здравоохранение для всех!» (это призыв к бесплатному медобслуживанию), «Миллиардеры нас обкрадывают!» или «Пусть миллионеры платят!» (это призыв к полной халяве, то есть к коммунизму, как он виделся мне в детстве. Органично, что этот лозунг был написан на красном флаге).

Вероятный следующий мэр самого еврейского города Америки является потомственным критиком Израиля и, возможно, оценил бы и такой лозунг, как «Трамп и Нетаньяху виновны в геноциде!».

Фото: Jose Luis Magana

Я двигался в рядах демонстрантов вниз по Седьмой авеню и, когда шел между 33-й и 32-й улицами, увидел на тротуаре у «Мэдисон-сквер-гардена» могучую кучку евреек с транспарантами, изобличавшими в них оппоненток израильского правительства. «Евреи за свободу палестинцев», — гласил один. «Никаких денег на военные преступления!» — гласил другой. На третьем говорилось, что «Борьба с фашизмом — еврейская традиция». На соседнем фонарном столбе висел большой лист ватмана с лозунгами «Нет ICE! Нет фашизму! Нет геноциду!».

Рядом ходил мужчина в черной майке с призывом на спине не вооружать Израиль.

Американская дочь моего приятеля, эмигрировавшего в США еще в начале 70-х, входит в обойму устроителей акции и пристроила папу раздавать демонстрантам бутылочки с водой размером с лекарственный пузырек. 

Она притащила на угол Седьмой авеню и 30-й улицы инвалидное кресло, которыми на всякий случай оснащают в Нью-Йорке публичные мероприятия, и усадила в него отца раздавать воду.

По его словам, за бутылочками обращалось много народу, в том числе полицейский и ребята в черном, смахивавшие на антифу. Потом к нему подошли две хорошо одетые дамы лет за 60 и принялись нагружать водой свою ручную кладь. Одна сперва положила несколько бутылочек в сумку своей спутнице, а потом начала грузить добычу себе в рюкзачок. Приятель подсчитал, что всего они унесли бутылочек двадцать. Говорили, кстати, по-русски.

Организаторы акции явно ставили себе две цели: собрать на нее как можно больше народа и придать ей как можно более мирный характер. Поэтому на главном — нью-йоркском — протесте и на двух с половиной тысячах второстепенных были люди в надувных костюмах, изображавших живность от единорогов до динозавров, старики и малые дети, инвалиды в креслах на колесиках и собачки (я видел, как сразу нескольких везут в одной детской коляске). Все это должно было придать мероприятию безобидный буржуазный вид и опровергнуть утверждения правых, что на нем будут безобразничать санкюлоты от антифы, которую Трамп недавно объявил террористической группировкой, а оппозиция за это его осудила.

Фото: Armando Franca

Впрочем, я заметил у «Мэдисон-сквер-гардена» группку антифообразных пацанов и девушку в масках, которых на других демонстрантах почти не было. Один пацан поднял плакат «Нацисты должны умереть!». Организаторы, сновавшие в толпе в желтых одежках, лозунг, очевидно, не заметили, и аура ненасилия, которую они создавали, малость поблекла.

На этот раз демонстранты держали несколько американских флагов, которых обычно не бывает на прогрессивных тусовках. Но палестинский флаг мне попался на глаза всего один, к тому же детского размера. И я не заметил ни единой арафатки, хотя, может, плохо смотрел. Обычно их полно.

Как говорилось на сайте организации nokings.org, «основополагающим принципом всех мероприятий «Нет королям!» является приверженность ненасильственным действиям. 

Мы ожидаем, что все участники будут стараться обеспечить деэскалацию любой потенциальной конфронтации с теми, кто не согласен с нашими ценностями, и вести себя в таких случаях законопослушно. Оружие любого вида, включая разрешенное законом, нельзя приносить на мероприятия».

В последующие дни американцы в массе своей начисто забыли об этой акции, но комментаторы продолжали о ней судачить. Некоторые цитировали гарвардского профессора Эрику Ченовет, которая изучала эффективность ненасильственных протестов и заключила, что их КПД выше, чем у насильственных. Дело в том, что на первые является больше людей, чем на вторые. Ненасильственному протесту легче собрать критическую массу участников, чем насильственному. Последний протест был самым массовым и, насколько известно, не привел ни к одному аресту. Труды его организаторов сделать его более респектабельным не пропали даром. Саша Абрамский, комментатор «Нэйшен», старейшего левого журнала Америки, лестно озаглавил свою статью об этой акции «День «Нет королям!» был радостным карнавалом демократии».

Это мнение не было единодушным. Консервативный американский комментатор Пол де Куэной назвал свой обидный отзыв в английской «Телеграф» так: «Это был самый большой протест в американской истории. Он также был до неприличия незначимым».

Тут уже не согласится звезда телеканала Эм-эс-эн-би-си Рэйчел Мэддоу, которая упоминает так называемое «правило трех с половиной процентов». Суть его в том, что если вы сумеете привлечь на свою сторону 3,5% населения, то, как показывает исторический опыт, ваше движение победит. В США это почти 12 млн человек.

В апреле этого года противники Трампа провели серию протестов под девизом «Руки прочь!», собравших в районе 3 млн человек. Устроители первого — июньского — транша «Нет королям!» говорят, что в нем приняли участие уже примерно 5 млн человек. Последний же протест, по данным его организаторов, привлек почти 7 млн участников.

Если так пойдет и дальше, обнадеживает свою аудиторию Мэддоу, то уже через несколько месяцев «Короли» соберут заветные 12 млн, которые спасут Америку от супостата.