Их привезут сегодня
Иерусалим, раннее утро 13 октября. Женщина в старомодном головном уборе на парковке большой больницы в Израиле сидит, облокотившись на капот своей машины и уткнувшись в телефон, из которого доносятся звуки прямого телеэфира. Подъезжает другая машина, из нее выходит еще одна дама. На обеих — бейджи с логотипом больницы. Первая дама инстинктивно поднимает глаза на звук хлопнувшей двери, и взгляды обеих встречаются. Приехавшая без приветствия сразу переходит к делу:
— Что там, что происходит?
— Они уже в машине «Красного Креста».
— Господь Всемогущий.
Пауза. Дама с телефоном поднимает глаза на собеседницу, ее голос дрожит:
— Их привезут сегодня, представляешь?
— Мне не верится прям.
— Как сегодня работать-то вообще?
— Невозможно сегодня работать!
«Они» — это заложники, последние 20 оставшихся в живых израильтян, которые были захвачены 7 октября 2023 года ХАМАС во время нападения на южное приграничье Израиля и удерживались в плену в секторе Газа почти ровно два года. А с точки зрения еврейского календаря — не почти, а ровно два. Они были захвачены в день праздника Симхат Тора и освобождены в тот же праздник два года спустя.
В этот день кончается годовой цикл чтения Торы, в последней главе которой Моисей умирает на горе Нево перед входом в Землю Обетованную, и со слов «В начале создал Бог небо и землю» начинается новый год. Понятно, что в обоих случаях под эту дату подгадывали. В первом случае — террористы, желавшие помимо военного нанести израильтянам еще и психологический удар. Во втором — поспешившие к особому дню освободители. Символизм происходящего в обоих случаях произвел впечатление даже на нерелигиозных евреев. Религиозные же, в соответствии с канонами, устраивали вечером того дня в синагогах танцы со свитками Торы вокруг бимы (возвышение посреди синагоги, с которого выступает раввин и читают Тору со свитка), а затем выносили священный пергамент на улицу и кружились в танце там — дети, взрослые, пожилые; в одной из синагог иерусалимского района Нахлаот я своими глазами видел уже седого господина, весело и аккуратно кружившего в танце престарелого отца в инвалидной коляске. Симхат Тора у евреев всегда проходит громко и радостно, с танцами на всю ночь, но в этот раз веселье носило какой-то яростный, невиданный до сих пор оттенок; танцующие как будто впервые за два года давали себе волю вдоволь оторваться.