Петербургская художественная жизнь умеренно пульсирует и проявляется во все новых выставочных проектах. За последние годы современное искусство в Петербурге прошло через несколько периодов, и пути местных художников разошлись по разным траекториям.
Весной 2022 года большинство подающих надежды талантов города пребывали в растерянности и прострации, что кажется вполне логичным. В подвале одного из домов у метро «Чкаловская» проходили встречи и практиковалось перформативное рисование, где каждый из пришедших мог попробовать себя и в качестве художника, и в качестве модели.
Проблема, однако, в том, что после начала военных действий творческий поиск и эксперименты с формой потеряли актуальность, причем их своевременность поставило под сомнение не только государство, но и сами авторы — сама художественная общественность высказывалась о невозможности привычной работы. Часть интеллигенции говорила о необходимости вообще замолчать, и вопросы формообразования казались лишними, как будто нормализующими ужас происходящего вокруг. В таких условиях, как уже случалось в советский период, отдельные представители сообщества или постепенно приспосабливались, или срывались с мест.
Конечно, советская реальность и современная друг от друга отличаются. Современному художнику, как показала практика, не потребовалось уезжать из страны в один конец и обрубать все связи с Россией, если он сам не посчитал нужным так сделать. В наши дни окно возможностей окончательно не захлопывается: современное искусство нужно как престижный объект собирательства для состоятельных коллекционеров, как точка пересечения интересов разных акторов — критиков, кураторов, рядовых ценителей, — поэтому самому его производству ничто не препятствует. Но существование искусства стало возможным только на определенных условиях: