Комментарий · Политика

Хочется просто стереть себе память

Как премьер Армении строит «Четвертую Республику» — сознательно отказываясь или меняя все созданное во время существования первых трех

Празднование Дня независимости в Ереване. 21.09.2025 г. Фото: Александр Патрин / ТАСС

С приближением выборов армянские власти все громче делают нестандартные заявления. Никол Пашинян строит свою Армению, призывая общество так же переосмыслить свою идентичность и пересмотреть привычные устои. Премьер выходит в народ, продвигает свои идеи и выстраивает взаимоотношения с внешним миром — но исходя из собственных представлений. Однако политика армянского премьера все чаще вызывает непонимание и даже критику в обществе.

Настоящий мячо

Дайте футбольным клубам названия «Раздан» и «Иджеван» — и они забьют максимум голов в чемпионате. Примерно так описал свое видение армянского футбола с точки зрения нового патриотизма, его проявления и использования различных названий премьер-министр Армении Никол Пашинян, публично взявший курс на изменение мировоззрения народа. А чем не устраивают главу страны названия армянских команд, спросите вы? Согласно трактовке премьера, они устарели как символы на фоне глобальных исторических перемен и раздражают соседей.

«Арарат», «Урарту», «Пюник», «Ван», «Ной», «Ширак», «Алашкерт», «Гандзасар», «Вест Армения»… Какое отношение эти названия имеют к провозглашенной Пашиняном «Реальной Армении»? «Может ли это иметь отношение к развитию футбола?» — спрашивает сам Никол Пашинян. Премьер удивляется, почему итальянская команда называется «Милан», английская — «Ливерпуль», испанская — «Барселона», и все они суперклубы, «а в Армении почти нет команд с такими названиями, а то, что есть, — далеко не суперклубы».

Почему чаренцаванский футбольный клуб должен носить имя «Ван» (название озера в Западной Армении, ныне на территории современной Турции)? Почему команда из Абовяна названа «Ной» (Библейский Ноев ковчег пристал к горе Арарат — тоже в Западной Армении, что сейчас на территории Турции), а футбольный клуб Капана — «Гандзасар» (армянский монастырь в Нагорном Карабахе, основанный в X в. и перешедший под контроль Азербайджана)? Как может Армения площадью менее 30 тысяч квадратных километров претендовать на всякий West и раздражать соседей, возмущается Пашинян? 

Но тем самым словно пытается подстроить восприятие народа об идентичности под собственные убеждения и политическую целесообразность, как ее понимает сам премьер.

Не взял быка за рога

Ранее Никол Пашинян, высказываясь по другому поводу, провел известную аллегорию с быками и красной тряпкой, обсуждая возможное изменение в главном и учредительном законе страны — Конституции, где есть ссылка на Декларацию о независимости с упоминанием «Нагорный Карабах».

«Представьте, что вы в красной одежде, связанной бабушкой, — [таком своеобразном] талисмане — оказались перед быками», — сказал Пашинян, косвенно признавая, что Нагорный Карабах, оказавшийся перед угрозой в виде «быков», — связанное бабушкой армянское наследие. А быки опасны, у них острые рога — и направлены они в разные стороны. В состоянии стресса они могут прижать человека к стене с непредсказуемыми последствиями.

Празднование Дня независимости в Ереване. 21.09.2025 г. Фото: Александр Патрин / ТАСС

«Мы снимем эту красную одежду, отложим ее в архив, воспримем как часть нашего прошлого и оденемся по среде, в которой собираемся жить», — говорит премьер, будучи при этом неуверенным в том, что «в условиях отсутствия гарантий сможет проделать этот путь, даже если и переоденется». Взять быка за рога Пашиняну не удалось, возможно, из-за устойчивого мифа о том, что быки звереют от красного цвета. На самом деле у них дихроматическое зрение, и они не различают красный цвет.

Но вернемся к историческим названиям. Армения уже сейчас живет в условиях Четвертой Республики, заявил в канун Дня независимости Никол Пашинян, озадачив тем самым народ, который еще накануне заснул в Третьей Республике. Народ в замешательстве. Он не понимает, что отмечать 21 сентября — кончину Третьей Республики или рождение Четвертой.

Пашинян подчеркнул, что учредителем Четвертой Республики может быть только народ, правящая партия им не является. В связи с этим он запросил у народа очередной срок для реализации своих идей. Бывший посол по особым поручениям, политик Эдмон Марукян считает, что 

премьер пошел на очередную уступку Азербайджану, который требует изменить «стержень страны» — Конституцию, — исключив из нее ссылку на Декларацию о независимости. Фактически Азербайджан вмешивается во внутренние дела Армении, а Пашинян преподносит это, как достижение и укрепление независимости.

«А когда народ спросит Пашиняна, зачем он это сделал, тот скажет, что провозгласил Четвертую Республику под соусом борьбы за независимость и суверенитет», — говорит Марукян.

Нумерация Армении

История Армении знает не одну борьбу за независимость от разных империй. Последняя по времени — независимость от СССР. За все время своего существования страна называлась по-разному — от Арманума и Урарту до Великой Армении, Киликийского армянского царства, Западной и Восточной Армении, вплоть до Армянской ССР, но ни одна из них не имела порядкового номера.

Откуда же появилась идея нумерации республик — Первая, Вторая, Третья? Первой Республикой называют Армению, которая в 1918 году восстановила свою государственность и 28 мая провозгласила Армянскую Республику. Порядковый номер появился только в начале 90-х, когда с распадом СССР страна приобрела независимость. В промежутке Армения была советизирована и называлась Армянская ССР.

Никол Пашинян и Ильхам Алиев. Фото: Александр Щербак/ ТАСС

Политический обозреватель Наира Айрумян полагает, что в 1991 году, чтобы нынешняя Армения не называлась правопреемницей Армянской Республики 1918 года с претензиями на те же земли, ввели нумерацию.

Дело в том, что Армянской Республике 1918 года принадлежали Карс, Ардаган, Ардвин, Сурмалу, гора Арарат, Нахиджеван, Равнинный и Нагорный Карабах. В 1921 году, по русско-турецкому сговору между двумя непризнанными на международном уровне государствами — Советским Союзом и кемалистской Турцией, эти земли отошли Турции и Азербайджану.

Таким образом, власти в 90-х годах дали название Армении 1918 года Первая Республика. Советской Армении — Вторая, а нынешней, вышедшей из СССР Армении, — Третья Республика. В случае победы Пашиняна на выборах 2026 года, как он анонсировал, мы можем стать свидетелями рождения Четвертой Республики.

Армения без главного символа

«Я спрашивал детей, какая самая высокая гора в Армении. 70 процентов детей ответили, что Арарат. Они даже не знают, что Арарат не находится на территории Республики Армения. Многие армяне не знают об этом, а когда узнают — удивляются», — говорит Пашинян. В своем кабинете в правительственном здании Пашинян уже давно украсил стену монументальной живописью с изображением горы Арагац, таким образом призывая граждан признать, что высочайшей горой Республики Армения является не Арарат, которая на территории Турции, а именно Арагац.

Арагац. Вид из парка Джервеж. Фото: Александр Патрин / ТАСС

А с 1 ноября правительство Пашиняна приняло решение убрать изображение горы Арарат с пограничных штампов Армении. Секретарь Совбеза Армен Григорян объяснил это решение тем, что «Армения, меняя национальные нарративы и символы, облегчает нагрузку системы безопасности». Власти утверждают, что не нужно изображениями и символами раздражать и нервировать соседей.

Директор Армянского института по международным делам и проблемам безопасности Степан Сафарян связывает решение отказаться от изображения горы Арарат на пограничных штампах с начавшейся в Турции дискуссии о возможном присвоении пограничному пункту с Арменией имени Талаата-паши — главного организатора геноцида армян.

По словам Сафаряна, 

это решение армянского кабмина последовало после того, как турецкий парламент принял законопроект о переименовании КПП.

Противники же такой политики заверяют, что Арарат для армян — не просто гора, а символ, и это никак не связано с территориальными претензиями.

Однако спецпредставитель Армении по нормализации отношений с Турцией Рубен Рубинян заверил, что процесс урегулирования армяно-турецких отношений начался с декабря 2021 года, и «ни разу не поднимался какой-либо вопрос, связанный с горой Арарат».

Ранее Никол Пашинян заявил и о «бесполезности международного признания» Геноцида армян в Османской Турции 1915 года. Армения, по его словам, не получает реальную выгоду от таких признаний, а другие страны превращают этот вопрос в «разменную монету» в своих геополитических играх.

Арарат, вид из Еревана. Фото: Оксана Мисирова / «Новая газета»

Эффект принуждения

«Вернув» Арарат Турции, армянский премьер пошел дальше. Он посетил спектакль под открытым небом «Забор» по одноименному роману Степана Зоряна. Сначала поинтересовался, в чем посыл этой пьесы, а затем призвал адаптировать представления под провозглашенную им «Реальную Армению», которая выбилась из воспоминаний поколений, воспитанных на произведениях армянских классиков, когда-то изданных «под контролем Главлита».

Когда один из актеров сказал, что «земля принадлежит тому, кто знает ее цену, и, прежде чем говорить о патриотизме, государстве, стране, нужно ее ценить и стать хозяином», Пашинян призвал смотреть на все по-новому, ограничиваясь территорией в 29 тыс. 743 кв.м. «Чтобы создать Армению, нужно не разрушать заборы, а возводить их. Забор ограничивает не только нас, но и других. Когда мы разрушаем забор, Армения оказывается под ногами», — заявил Никол Пашинян.

Слова Пашиняна встревожили искусствоведов. 

Критики предупреждают, что Пашинян начинает редактировать не только политику, но и искусство, «художники теперь будут подстраиваться под вкус властей».

«Произошло нечто ужасающее, недопустимое и вопиющее. Премьер приехал со съемочной группой, чтобы отвергнуть патриотические послания произведения и подчинить все идеологии «нынешней Армении», — раскритиковала Пашиняна армянский театральный критик, прозаик и драматург Ануш Арцруни.

Но есть и те, которые поддерживают идею Пашиняна привести все к концепции «Реальной Армении» — такой, которую он сам представляет.

Художественный руководитель кукольного театра Рубен Бабаян считает правильным, чтобы финансируемые государством программы исключали пропаганду войны и мести. «Месть — удел слабых. Частное лицо может делать что хочет, но государство не должно поддерживать идеи войны, мести. Думаю, это вполне логично», — так он прокомментировал вопросы о возможном вмешательстве Пашиняна в культурную сферу и попытках цензуры.

Концепция Пашиняна об армянском образе намекает на то, что перед нами попытка изменить или внедрить новую систему. Но, похоже, сам Пашинян не до конца осознает, что предлагает, потому что иногда его идеи абстрактные, иногда — наоборот, очень конкретные, но далекие от наших реалий, говорит этнограф Грануш Харатян.

По ее мнению, когда речь заходит о горе Арарат, надо понимать, что этот символ не государственный, как гимн, герб и флаг, а этнический, глубоко укоренившийся в сознании армянского народа, и отнять у него его невозможно.

Пашиняну надо определиться, кому адресованы его посылы — гражданам Армении, армянскому обществу или армянскому народу, считает этнограф. «Навязывание политических идей народу всегда будет иметь обратный эффект, и чем больше ты навязываешь и принуждаешь, тем сильнее эти символы укрепятся, как символы армянской идентичности», — уверена Харатян.

Армине Мартиросян