«Я — Другой»
Начнем с того, что смысловая структура «Я — Другой» универсальна для понимания этических проблем, ею активно пользуется современная философская антропология и этика. Более того, эта проблема конкретно в такой формулировке является порождением именно неклассической философии и отражает относительно современное понимание человека и его взаимодействий с окружающим миром.
Если для рационалистической философии до Гегеля было характерно мышление в субъект-объектной парадигме познания с жестким противопоставлением субъекта объекту, то после введения в философию Кьеркегором понимания человеческого существования как процесса (потом эта идея была уточнена Хайдеггером: человеческого существования как проекта), то есть динамически, статические смысловые конструкции XVII–XVIII веков становятся недостаточными, а проблема «Другого» прочно входит в философию и на Западе, и в России.
Этому также способствовала «эмансипация» гуманитарных наук, формирование специфической для них методологии на основе понимания процесса познания как субъект-субъектного взаимодействия (взаимодействия автора текста и его реципиента).
Субъект-субъектная коммуникация подразумевает общение и требует интуиции, эмпатии и понимания.