***
Начать стоит с очевидного. Реформы императора Петра I внесли в русское культурное поле сильнейший диссонанс. А с постановлений императора Петра III в середине XVIII века самосознание общей «народной среды» получило весьма принципиальный раскол. Верхняя, элитная часть среды — дворянство — должна отныне просвещаться на европейский манер. В обязательном порядке.
Это было классическое просвещение. И первое последовательное знакомство «русского мира» с универсальной цивилизацией в ее основах, то есть прежде всего — с античной философией, поэзией и искусством. Что, казалось бы, должно было вывести элиту из тождества с православно-самодержавной матрицей и сделать из нее активный, образованный, критически мыслящий класс. Отчасти так и произошло. Первым плодом просвещения можно считать русское масонство, а затем на горизонте появляются Радищев, Чаадаев, декабристы и, собственно, русская великая литература. В «русском мире» впервые образуется альтернатива древнему дискурсу «Слова о законе и благодати». Возникают интерес и доверие к свободному разуму. Тут же возникает и сомнение в традиционных русских авторитетах — в церкви и власти.