«Ну наконец-то!» — воскликнули 9 октября все, кто давно уже находил нынешнего нобелиата по литературе заслуживающим и этой награды, и сопутствующего ей внимания. Вопрос был лишь в том, кто из ныне здравствующих великих венгров получит премию первым — Ласло Краснахоркаи или Петер Надаш, которого тоже прочили в нобелиаты издавна и выдвигали на премию не раз; в шорт-листе 2025 года его не было. Вот вопрос как бы и закрылся, и победа Краснахоркаи столь же радует, сколь и обидно за Надаша, которому, наверное, теперь уже Нобелевской не дадут.
Но Краснахоркаи, второй после Имре Кертеса (2002) венгерский нобелевский лауреат по литературе, несомненно, награды достоин.
Понятно, что премия, а особенно Нобелевская, — жест символический и привязанный к множеству разных условий и условностей, из которых — дерзну ли сказать? — далеко не все, собственно, литературны. И тем не менее присуждение ее Краснахоркаи (автору текстов, устроенных весьма сложно) позволяет надеяться на то, что читательское внимание будет привлечено не только (а бог даст, и не в первую очередь) к тому, что становится для литературы поводом и порождающим стимулом, — к так называемой жизни с ее по преимуществу социальными обстоятельствами, — а к самой литературе, к устройству текста, к его крупным и мелким структурам, к слову как самоценному событию. К тому, грубо говоря, что и зачем писатель из всей этой тяжести недоброй делает. Как он превращает ее в материал для эстетически значимой рефлексии, а тем самым и для понимания человека в целом. Человека вообще, а не только того, кто был застигнут и сформирован восточноевропейскими обстоятельствами разной степени непреодолимости, здешним опытом с его своеобразными требованиями, ограничениями и травмами.
Конечно, Краснахоркаи говорит прежде всего о человеке этого типа.