Так уж оно сошлось. Обрабатывая результаты наших групп о настоящем и будущем, мы всё лето отмечали среди их участников нарастание отчётливой апатии в отношении вопросов как об их текущих днях, так и о том, каким они представляют себе завтра. Часто ответы походили на статусы и записи в социальных сетях: «всё сложно», «всё неоднозначно», «всё непонятно».
Параллельно с этим на глаза попалась умная академическая статья о смыслах и психологических оттенках представлений россиян о будущем. Статья опиралась на весьма массивное и глубокое исследование, проведенное в последние два года на большой выборке по практически всей стране. Никаких сногсшибательных находок в ней не обнаружилось, но много полезного и интересного нашлось. Особенно в той её части, где речь шла о том, какие чувства люди испытывают в отношении своего будущего и будущего страны в целом.
То, что будет изрядно оптимизма, сомнений изначально не было: в конце концов, людям свойственно надеяться на лучшее, и граждане нашей страны тут не исключение.
Действительно, по данным того исследования, личное будущее представляется оптимистичным 62% ответивших, а пессимистичным — 3,5%. Значительно меньше позитивных чувств обнаружилось, однако, в отношении будущего страны. Тут оптимистов оказалось 43%, а пессимистов — 10%. Любопытно, объясняется ли такая разница тем, что люди видят своё счастливое личное будущее вне страны, или тем, что они каким-то образом уже научились ощущать себя вполне довольными реальностью, даже если в целом всё вокруг оставляет желать лучшего. Вполне может быть, что так оно и есть: наш человек всей историей страны научен высокому искусству приспособления к чему угодно.