Комментарий · Культура

Игра в классику

По следам выставки «Арт Россия Классика. Новый взгляд» в Гостином Дворе

Ярмарка современного академического искусства «Арт Россия. Классика. Новый взгляд» в Гостином Дворе. Фото: Антон Великжанин / Коммерсантъ

На прошлой неделе в Гостином Дворе впервые прошла ярмарка современного искусства под названием «Арт Россия Классика. Новый взгляд». Организатор и главный спонсор — корпорация «Синергия», основавшая в 2018 году форум Art Russia, в рамках которого уже более пяти лет проводится одноименная ярмарка.

В этом году организаторы решили добавить к основному мероприятию, прошедшему весной, еще одно, на котором был представлен более классический взгляд на современное искусство. Спустя две недели после Cosmoscow — главного события года в арт-индустрии — ярмарка в Гостином Дворе продемонстрировала альтернативную картину того, чем могут заниматься художники сегодня.

При разговоре о ярмарках, проводимых под брендом Art Russia (в данном случае трансформировавшемся в «Арт Россия»), важно понимать, что этот бренд был создан во многом как противовес истеблишменту российского современного искусства с наиболее крупными галереями, фондами и художниками. В отличие от крайне эксклюзивной Cosmoscow, попасть на которую «с улицы» невозможно и стенды которой предоставляются исключительно галереям (как правило, уже признанным), организаторы Art Russia создали в каком-то смысле более демократичную по своему подходу среду, чем привлекли многих начинающих и независимых художников.

Неудивительно, что такой подход вызвал негативную реакцию со стороны наиболее крупных игроков арт-рынка, поэтому отношение к этой ярмарке в экспертных кругах трудно описать иначе как снисходительное.

Но нельзя отрицать, что идея большой ярмарки в Гостином Дворе с не самым высоким порогом входа оказалась по-своему перспективной. Разумеется, этот же подход стал причиной крайне пестрой эстетики (в глазах критиков — даже китчевой) и весьма среднего общего уровня, что, пожалуй, не позволяет признать проект Art Russia отдельным феноменом современного искусства. Но заметным явлением для арт-индустрии эта ярмарка за последние годы все же стала.

При этом, конечно, не стоит забывать о том, что корпорация и университет «Синергия» имеют немало связей с российским государством, так что независимость проекта Art Russia довольно условна. Впрочем, в условиях современного российского арт-рынка, наверное, ни один крупный арт-проект подобного рода не мог бы назвать себя в полной мере независимым. «Арт Россия Классика. Новый взгляд», ставшая ответвлением ярмарки Art Russia, была организована при поддержке Российской академии художеств, и следовало бы ожидать, что эта ярмарка должна была бы показать наиболее яркие образцы современного академического искусства — консервативного, традиционного и напоминающего всем знакомую «классику».

Современное искусство в его типичном понимании в России (и не только) редко говорит на одном языке с большинством потенциальных зрителей и скорее обращается к нишевой аудитории экспертов, галеристов, критиков и коллекционеров. Другое дело — выставки классики XIX–XX веков, неизменно собирающие аншлаги. Если переводить на язык кино, то современное искусство в большинстве случаев — это арт-хаус, а классика — блокбастеры (неслучайно именно это слово в последние 10 лет стало использоваться по отношению к наиболее успешным музейным выставкам).

Фото: Антон Великжанин / Коммерсантъ

Организаторы ярмарки в Гостином Дворе хотели, по-видимому, доказать, что потенциальные блокбастеры появляются в искусстве и сегодня, но, кажется, все четыре дня ярмарки, вместе взятые, вряд ли смогли вызвать такой же ажиотаж, как, например, последние два дня работы выставки Кустодиева в Третьяковке.

Впрочем, сравнивать «новую классику» со старой — вообще дело неблагодарное, и гораздо интереснее рассмотреть «Арт Россию» на фоне все той же Cosmoscow, прошедшей в начале сентября. С одной стороны, глупо спорить с экспертами: разумеется, средний уровень работ на «Арт России» значительно ниже, чем на Cosmoscow. С другой стороны, при посещении обеих ярмарок трудно было отделаться от ощущения одинаковой оторванности от реальности и современных «актуальных», и современных «академических» художников. 

Оба этих определения, пожалуй, лучше использовать в кавычках, так как актуальность большей части художников Cosmoscow столь же сомнительна, сколь и академизм многих из тех, чьи работы были показаны в Гостином Дворе.

Вообще, понятие «академическое искусство» после XIX века, то есть после того, как национальные академии искусств перестали быть по-настоящему влиятельными институциями, стало, по сути, условным. При этом и то современное искусство, что сегодня считается мейнстримом, далеко не всегда имеет дело с современностью как таковой.

И на последней Cosmoscow, почти полностью проникнутой духом нейтральности и осторожности, это было особенно заметно. Казалось бы, «Арт Россия Классика», с ее упором на традиционное и консервативное понимание сущности изобразительного искусства, могла бы более открыто зафиксировать те явления, что господствуют в современной российской реальности, где все традиционное и консервативное (по крайней мере, в весьма теоретическом понимании правящего режима) всячески пестуется и прославляется. Тем не менее понять что-то конкретное о России 2025 года по тем работам, что были выставлены на ярмарке, оказалось довольно затруднительно.

И все же кое-какие признаки современности нашли свое отражение в экспозиции Гостиного Двора. Так, на стенде Марины Ромахиной, члена-корреспондента Российской академии художеств, была размещена галерея портретов, состоящая из 11 неслучайных людей. Согласно сопроводительному тексту, «лишь 11 человек в мире отражают судьбу планеты и всего человечества». Что же за лица смотрели на посетителей ярмарки с этих портретов? По краям, напротив друг друга — действующие президенты РФ и США, а в середине — девять глав государств — членов БРИКС. Вот уж и правда футбольная сборная мечты. Молодая художница, проводящая за мольбертом по 18 часов в день (как сообщается в подводке к одному из интервью с ней в интернете), по-видимому, работает буквально не покладая рук, чтобы отразить в этих портретах «судьбу планеты и всего человечества». Некоторые зрители, проходя мимо стенда, спрашивали друг друга: «Всех узнали?» Отвечая на этот вопрос от себя, честно признаюсь, что только половина из героев стенда знакома мне в лицо и отсутствие подписей к портретам не способствовало их узнаванию. Но сомнений нет: «каждый из них — грядущее своего народа, а вместе они — будущее всех людей на земле», как сказано все в том же сопроводительном тексте.

Фото: Антон Великжанин / Коммерсантъ

Стенд Марины Ромахиной был упомянут в большинстве публикаций о ярмарке, но ошибкой было бы считать его репрезентативным для всей «новой классики», выставленной в Гостином Дворе.

Из 70 стендов, разместившихся на ярмарке, пожалуй, только этот хоть как-то коснулся современной политической обстановки, тогда как подавляющее большинство картин было посвящено темам гораздо более отвлеченным — в основном самым разным пейзажам и образам повседневной реальности.

К примеру, натюрморты художника Виктора Пономаренко, в которых типичные для этого жанра овощи и фрукты замещаются продуктами из MсDonald’s. Любопытно, что отказ от каких-либо намеков на новое локализованное название американского бренда как будто подчеркнуто отстраняет эти работы от современного российского контекста. И в этом смысле даже совсем небольшой стенд от государственного фонда «Защитники Отечества» с 11 картинами, созданными ветеранами СВО, никак не выделяется на общем фоне, так как тоже повторяет знакомый набор образов: пара пейзажей, пара портретов военных, пара набросков на тему исторической памяти (в лучших традициях школьных сочинений). И разумеется, ничего, даже отдаленно напоминающего Верещагина.

Из-за почти полного отсутствия явных связей с современностью совсем неудивительно было обнаружить на некоторых стендах ярмарки работы художников 70-х и 80-х годов. Надо признать, что многие картины в экспозиции, написанные в последние годы, с равным успехом могли быть созданы и 40–50 лет назад. Но говорит ли это о том, что эти работы станут новой классикой? Сомнительно, поскольку из настоящих классиков, чьи картины показали на ярмарке, смело можно назвать разве что Татьяну Маврину. В остальном же, кажется, термин «классика» понимается художниками и кураторами ярмарки не в ценностном смысле (как образцы искусства, которые останутся в веках), а скорее в маркетинговом: классика сегодня — это то, что похоже на классику из музеев (впрочем, и это сходство, в сущности, поверхностное).

Если большинство художников ярмарки пытались приблизиться к классике через жанры пейзажей, портретов или натюрмортов, то некоторые сделали это через обращение к исторической тематике. Так, молодой художник Юрий Ашиков представил проект «Романовы. Культурное наследие», над которым он работает около пяти лет.

Портреты императорской семьи, выполненные в разных техниках, даже могли бы вызвать определенный интерес у некоторых зрителей (по крайней мере, они были сделаны более искусно, чем «портретная галерея» Марины Ромахиной), но меня на этом стенде гораздо больше привлекла цитата Николая II, размещенная над картинами: «Я схожу с ума, когда думаю о перспективах России, мы станем самым Великим народом, самым Великим государством, все в мире будет делаться с нашего разрешения». Вот уж действительно: «не дай мне бог сойти с ума», как говорил поэт.

Фото: Антон Великжанин / Коммерсантъ

Имперская тема, как ни странно, не слишком проявилась на ярмарке, разве что только еще на одном стенде (стенд галереи «Империя» с коллекцией антиквариата не в счет). Несколько картин скандально известного Алексея Беляева-Гинтовта, соратника Дугина, евразийца и провозвестника концепции «атомного православия», было показано на стенде галереи «Веллум». Любопытно, что в прошлом году эти же самые работы можно было увидеть на Cosmoscow, но тогда решение основательницы галереи, Любови Агафоновой, выставить их привело к конфликту с организаторами ярмарки, и предположительно с тех пор они прекратили сотрудничество. 

Монументальные картины Гинтовта на этой ярмарке, пожалуй, смотрелись более органично, чем на прошлогодней Cosmoscow, но и настоящим символом экспозиции не стали.

Все же мало что могло сравниться по степени адекватности сегодняшней эпохе со стендом неутомимой Марины Ромахиной.

Впрочем, если посмотреть немного отстраненно, ярмарка «Арт Россия Классика. Новый взгляд» как раз-таки оказалась весьма адекватна современности. Разумеется, не в том смысле, что на ней были показаны произведения современного искусства, которые хоть как-то бы отражали окружающую нас реальность, — отнюдь нет. Однако в самой идее экспозиции, завороженной образом «классики», в ритуальном повторении слов «академический», «традиционный» и «консервативный» и, наконец, в бегстве большинства художников в готовые формы, взятые из прошлого, — в этом всем, как кажется, можно усмотреть гораздо более сильную связь с сегодняшним моментом, чем в робких попытках Cosmoscow хоть как-то зафиксировать в допустимых цензурных рамках ускользающую современность.

Поэтому как бы презрительно ни относились авторитетные арт-критики к ярмарке от корпорации «Синергия», в каком-то смысле она довольно честно говорит о состоянии современного искусства в России. Пусть это, скорее всего, и не входило в планы организаторов.