А началось все с того, что Хуциева изумил факт: Толстой — Саваоф нашей литературы, живой бог, пришел навестить относительно молодого писателя Чехова в клинике профессора Остроумова. И потянулась ниточка. Они с сыном Игорем написали пьесу. Потом переделали ее в сценарий. Так и возникла эта история.
Работа над фильмом то продолжалась, то останавливалась по многим причинам… без малого 20 лет.
После ухода Марлена Мартыновича возникло опасение, что фильм вовсе исчезнет.
Более трех месяцев монтажа в соответствии с режиссерской экспликацией, литературным и режиссерским сценариям Хуциева…
Смотрим кино о визитах Толстого и Чехова друг к другу. Их разговорах, в которых пространство русской жизни с мучительными вопросами бытия, предназначения, смерти и бессмертия.
Видно, что фильм еще не завершен, многое будет доделываться, и в монтаже, и в цветокоррекции, и в звуке (непонятно, что делать с современной Москвой, которая в самом начале сценария и из которой через густой снегопад уходим в начало ХХ века — к Толстому). Но целое уже есть. И это значимое целостно-ценностное. Главное ощущение — не имитации, но подлинности, словно путешествуем во времени. И вот уже в лужах ранней весны отражаются звонницы другого времени, а сквозь стекло, которое бережно несет стекольщик, видим Толстого.