Есть еще и статья 4, о которой тоже тревожно вспоминают в новостных программах. Ее считают прелюдией к пятой. Особенно в связи с инцидентами последних недель, когда дроны залетели в Польшу, а Эстония заявила, что российские военные самолеты нарушили ее воздушное пространство, что опровергается Россией. В обоих случаях по требованию этих двух стран была задействована статья 4, и для консультаций собирался Совет НАТО.
Ссылки на статьи основополагающего документа НАТО, вырванные из бюрократического контекста и истории его создания, давно живут собственной жизнью и несут смысловую нагрузку в зависимости от ситуации. За три десятка лет моей журналистской работы при штаб-квартире НАТО менялись оттенки.
В 90-е страны бывшего Варшавского договора, а также республики Балтии, признанные Западом в составе бывшего СССР лишь де-факто, торопливо выстроились в очередь в НАТО, видя в пятой статье железную гарантию от возвращения в сферу влияния восточного соседа. Членам распавшегося Союза было предложено паллиативное решение в виде программы «Партнерство ради мира»: сотрудничество и координация в оборонной области, но без права вето на решения НАТО и без гарантий пятой статьи.
К слову сказать, западная граница России выглядела тогда самой безопасной, а обмен военной информацией между РФ и НАТО велся активно. В самом альянсе пятая статья представлялась скорее как символ несокрушимого единства его членов, готовых по первому зову послать войска на защиту того, кто оказался жертвой агрессии. Она воплощала красивый и благородный мушкетерский клич «Один за всех, и все за одного!».
Проблемы начались, когда в некоторых постсоветских странах проявилось стремление присоединиться к западному сообществу с принятием его базовых ценностей и системы безопасности.