— Саша, что стало отправной точкой для книги «Альфа Центавра»?
— Бессилие, я думаю. Наше интервью совпадает с годовщиной моей эмиграции, и, знаешь, что эта годовщина обнаружила? Что я (наверное, можно было бы сказать — и мы) все еще живу согласно зову звезд — звезд заветной Альфы Центавра. То есть живу, как будто *** не перечеркнула все чаяния, устремления, планы, координаты, мечты. Боже, прошло уже три года, а я все еще не понял, что произошло! И книга, в этом смысле, это попытка поставить перед собой факт поражения, начертить хоть какое-то понимание… А титульная тема советского космического триумфа с ее жерновами и жертвами, как и разговор о положении культуры в сегодняшнем мире, — уже следствия этого понимания, вернее, работы понимания.
— Я видела спектакль, но еще не успела прочитать книгу. Как тебе такая идея — написать второй том «Альфы…» или даже новую книгу — про космонавтов-женщин?
— В поэме есть глава про первый женский отряд. После американской высадки на Луну счет в космическом биатлоне был в пользу Америки, и Советский Союз начал отчаянно придумывать, чем бы ответить. Тогда родилась идея — стать первой страной, которая отправила в космос женщину. Что ж, отправили, и программу закрыли. Полетела только Терешкова.
Но вот над чем я регулярно задумываюсь, так это над продолжением твоего вопроса: а почему бы не написать книгу о втором отряде? И о третьем, и о пятом? Ведь за любой победой всегда стоят тени проигравших, и уж если начинать разговор о призраках истории, то этот разговор не должен иметь конца… но книга конечна, как и внимание. Так что второй том всегда стоит в тени первого тома, и я думаю, что это — неизбежное противоречие любой мемориальной культуры.
— Для некоторых людей, присутствующих на этой презентации, покупка книги «Альфа Центавра» стала первым материальным приобретением в Ереване. А ты помнишь свою первую ереванскую покупку?
— На второй день я поехал покупать пианино. В Москве у нас было электронное, и я ужасно тосковал по механическому. Нашел PETROF за 50 тысяч драмов, что, по сути, почти что ничего для такого инструмента. Очень застенчивая девушка по телефону сказала, что она закончила консерваторию и что это был ее домашний инструмент для репетиций. Я приехал, фортепиано и правда оказалось чудесным, в дополнение ко всему еще и одухотворенным этой близостью к профессиональному миру музыки. Пока ждали грузчиков, меня, конечно, стали поить густым кофе. И только тогда за столом я в первый раз огляделся: и увидел, что, собственно, кругом стоят коробки с вещами. Все уставлено, явно съезжают. Спрашиваю, куда? Говорят, что в Краснодар к родственникам, потому что жизнь в Ереване стала не по карману. Из-за *** и массового притока эмигрантов цены за последние несколько лет выросли в несколько раз.