В последние не годы даже, а десятилетия российская школа, по крайней мере на словах, неуклонно движется в сторону инклюзии, то есть помощи в адаптации детей с разными сложностями и проблемами. Инклюзия, однако, то и дело оборачивается исключением отовсюду детей, которым особенно нужна помощь.
Обычно особая помощь в школе нужна детям нескольких категорий.
Во-первых, это дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которым в школе нужны дополнительные условия: маленькие классы, помощь тьютора, логопеда-дефектолога, психолога и других специалистов.
Во-вторых, это дети, для которых язык обучения — неродной (у нас их почему-то предпочитают называть «слабо» или «плохо» знающими язык, хотя правильнее назвать инофонами).
Это основные категории; к ним иногда добавляют детей с проблемами поведения, которым нужна помощь психологов и социальных педагогов, и совсем уже редко — одаренных или особо мотивированных детей, которым нужны дополнительные занятия на углубленном уровне (что, кстати, не исключает, что среди них могут быть дети с ОВЗ или проблемами поведения).
- Одаренные
Как правило, государственные школы довольно неплохо справляются с последней категорией учеников: в любом рейтинге российских школ в топе оказываются специализированные учебно-научные центры, предуниверсарии и другие высокоселективные школы.
Впрочем, одаренные дети — самая спорная категория в числе детей с особыми образовательными потребностями: они, в отличие от остальных категорий, в состоянии выжить в школе без дополнительной помощи. А дополнительная помощь таким детям и финансовые вложения в их образование выгодны прежде всего стране, которая получит в будущем высокообразованных специалистов — ну если не распугает их до выхода на рынок труда.