Сюжеты · Общество

«Мы про каждого все знаем. Просто не до них пока»

«Новая газета» делает свой регулярный замер активности «Русской общины»

Фото: Артем Пущин

Все лето пытался попасть на концерт реперов Ромы Жигана и Кирилла Макеева. Уже почти раздобыл билеты на 19 июля — концерт должен был состояться на площадке челябинского краеведческого музея — однако по местным пабликам расползлась информация о том, что концерт областные власти хотят запретить.

Все это смотрелось довольно правдоподобно: челябинская «Русская община» все последние месяцы ныряет из одного скандала в другой. В частности, в июне в администрации города Троицк, что в пригороде Челябинска, прошло совещание межведомственной комиссии по противодействию экстремизму, на котором речь шла о том, чтобы «установить» «факты участия» представителей районной власти в деятельности общины. Вскоре в соцсетях «Русской общины» распространился и скан решения комиссии за подписью ее секретаря В.В. Юмажугина. «Челябинские чиновники решили объявить «Русскую общину» вне закона. 

На своей комиссии, с нарушением норм права они «вынесли решение», что «Русская община» якобы является нежелательной организацией экстремистского толка. И теперь они запрещают жителям региона находиться в «Русской общине», угрожая даже следить за ними в соцсетях и через мессенджеры», —

так прокомментировали его сами общинники.

Координатор движения Андрей Ткачук на своем ютуб-канале сообщил о том, что юристы общины готовят иски к администрации, поскольку в действиях местных чиновников усматривается нарушение 282-й статьи УК РФ (разжигание ненависти или вражды).

Впрочем, уже вечером того же дня в группе «ВКонтакте» Троицкого района Челябинской области чиновники решили внести ясность в ситуацию, опровергнув появившуюся утечку:

«Администрация Троицкого района подчеркивает: любые обвинения в признании деятельности «Русской общины» экстремистской являются ложными. Мы высоко ценим активность наших граждан и поддерживаем все инициативы, направленные на укрепление гражданского общества и развитие нашей территории.

Сбор информации о деятельности сотрудников структурных подразделений в различных общественных организациях, включая «Русскую общину», осуществляется в строгом соответствии с законодательством и имеет исключительно внутренний характер. Это делается для обеспечения прозрачности и предотвращения возможных конфликтов интересов между гражданами Троицкого района. Мы призываем всех сохранять спокойствие и не поддаваться на провокации. Разжигание межнациональной вражды недопустимо и противоречит нашим государственным ценностям»,говорилось в посте администрации.

Вопрос, казалось, был исчерпан. Однако дым остается, даже когда пожар потушен. Вскоре на интернет-ресурсах «РО» разошлась информация об отмене того самого концерта реперов Ромы Жигана и Кирилла Макеева, на который я собрался. За три дня до мероприятия представители МВД сообщили руководству музея, что не смогут обеспечить охрану мероприятия — в связи с нехваткой людей. И все же общинники не растерялись, и, судя по намекам в открытых пабликах, все же смогли найти альтернативную площадку. Концерт состоялся — только я на него так и не попал.

В начале августа челябинский Троицк вновь напомнил о себе. Супруга местного координатора «Русской общины» Станислава Белоуса, Марина Белоус, записала видеообращение, в котором рассказала о домашнем насилии и связала жестокость мужа с его «активизмом». Вскоре Белоус был задержан, ему было назначено 10 суток административного ареста.

По словам общинника, выход информации в публичную плоскость был связан с происками нынешнего партнера его жены, ну а также общей травлей организации в регионе.

Фото: Артем Пущин

Цыганское проклятье

За злоключениями «Русской общины» в Челябинской области угадывается послевкусие событий осени 2024 года. Тогда, напомню, конфликт в городе Коркино, спровоцированный убийством таксистки Елены Сарафановой представителями цыганской диаспоры, перерос в межнациональные столкновения, со стрельбой и погромами. Были сожжены несколько цыганских домов. А в город были стянуты дополнительные силы полиции, ОМОНа и Росгвардии со всей Челябинской области.

Погромы не прошли безрезультатно, и представителям национального меньшинства все-таки пришлось покинуть город. Это событие, многими коркинцами истолкованное как «победа», усилило поддержку «РО» со стороны населения — люди в ней увидели силу, реально добивающуюся результата.

По неофициальной информации, за погромами в Коркино как раз и могли стоять представители местной ячейки «Русской общины».

Численность сторонников организации с октября 2024 года по август 2025-го, если судить по количеству подписчиков в местном телеграм-канале, выросла более чем на 600 человек. Ну 

а в Челябинске во «ВКонтакте» у общинников насчитывается 25 тысяч подписчиков. Для региона, прежде не отличавшегося особой гражданской активностью, такие показатели действительно являются выдающимися. И, разумеется, не могут не волновать власти.

Вероятно, именно эти события и привели к тому, что Челябинская область оказалась единственным регионом Урала, где за деятельностью этой организации власти следят настолько пристально.
Потому что в соседних областях ей позволяют расти свободно. Пока.

Город без бесов

В некогда самом свободолюбивом городе Урала, культурной столице УРФО Екатеринбурге за год с небольшим численность местного паблика «Русской общины» в телеграме увеличилась вдвое, с 12 тысяч весной 2024-го до более чем 25 тысяч в августе 2025 года. В группе во «ВКонтакте» у екатеринбургских общинников число подписчиков уже перевалило за 180 тысяч человек.

На сегодняшний день именно екатеринбургское отделение «Русской общины» является одним из наиболее динамично развивающихся в России. А по частоте упоминаний в СМИ Свердловской организации могут позавидовать такие города, как Москва и Санкт-Петербург.

Я связался со своим знакомым, одним из членов екатеринбургской организации (назовем его Евгений), чтобы поговорить о последних новостях в жизни объединения. Однако собеседник сразу же предупредил, что в связи с последними событиями до членов организации уже доведено требование прекратить общение с представителями «недружественных» СМИ. В случае, если будет предпринята попытка выйти на контакт, стороннику общины необходимо затребовать список вопросов и довести данную информацию до координаторов своих районных отделений. 

Такое усиление связано с якобы запущенной еще весной кампанией по дискредитации организации.

«Хочешь узнать, чем мы занимаемся, — читай телеграм. Что мы делаем — все в открытом доступе. Читай хоть про Челябинск, хоть про Тюмень, хоть про Москву — у всех свои группы и в телеге, и во «ВКонтакте». Рутуб или ютуб смотри — там тоже все покажут. Я тебе все равно ничего не расскажу. Во-первых, нельзя. Ну а потом — зачем?» — в отличие от предыдущих наших разговоров, в этот раз мой собеседник был не расположен к длительной беседе. В его голосе чувствовалась какая-то тревожная усталость.

Фото: Артем Пущин

Однако когда я дежурно спросил, как спустя год с небольшим после нашего знакомства изменилась специфика работы организации, Евгений все же разговорился. Притом не без воодушевления: «Вот раньше говорили: Екатеринбург — город бесов. И так оно и было! Но сейчас бесов изгнали, даже Куйвашев пролетел, а точнее, вылетел, как фанера над Парижем (Евгений Куйвашев снят с поста губернатора Свердловской области в марте 2025 года. — Ред.). Остальные разбежались. Кто-то, конечно, остался, и таких немало, но они уже все, как мыши, забились по своим норкам, боятся вякнуть. Вот пусть там и сидят. Но если думают, что спрятались и про них забыли… 

Мы про каждого все знаем. Просто не до них пока. Ну ты же читаешь, как у нас с этническими ОПГ дела обстоят? Азеры, таджики, цыгане… Так что и без тех болезных нам есть чем заняться.

С приходом Артема Владимировича (Артем Жога, назначенный президентом полпред Уральского федерального округа. — Ред.) те двери, что раньше были закрыты, пусть со скрипом, пусть не сразу, но все-таки начали открываться. Если сравнивать с тем временем, когда мы начинали, то твердо могу сказать: стало работать легче. Притерлись. И мы что-то поняли, и про нас узнали…»

По словам Евгения, свердловские чиновники начали активнее идти на контакт с организацией именно после смены окружных и региональных властей:

«Просто там поняли, что мы не какие-то там скины, нацики или молодчики, как нас называли. А мы те, кто заинтересован и обладает ресурсом, чтобы помочь, и ничего не просит взамен. А еще нас стало больше. Сейчас в некоторых районах в зал (имеются в виду спортивные залы, где «Русская община» проводит тренировки для своих сторонников. — Ред.) не попасть. К нам потянулись люди, приходят целые семьи. Потому что видят, что мы делаем и за что стоим. Говорунов много, но это как с женщиной: она выбирает не того, кто просто говорит и обещает, — женщина выбирает того, кто делает. И так получилось, что, кроме «Русской общины», тех, кто делает, почти нет».

Черный флаг, белый круг

Этот разговор не открыл мне ничего нового. В конце концов, о величии, врагах и силе действия можно поговорить и с пьяным корешем на кухне… Чтобы приобщиться к величию подлинно русской рэп-эстрады в дружеском кругу крепких бородатых мужчин, я отправился в Тюмень, на концерт «Русской общины», хедлайнерами которого были заявлены Рома Жиган и Роман Макеев, послушать которых у меня не получилось в Челябинске.

«Русские идут» — так назывался их концертный тур.

Когда я увидел афишу, у меня тут же возник вопрос: а, собственно, куда идут? Откуда? Где в этом маршруте точка А и точка Б? Но такие вопросы в «ГлавКлубе» в самом центре Тюмени, кажется, лучше было не задавать. С вопросами, как показывает практика, у общинников дело вообще обстоит не самым лучшим образом. Не говоря уже про ответы.

В отличие от Челябинска, где концерт был фактически отменен якобы в связи с недостатком личного состава полиции, здесь, в Тюмени, в радиусе нескольких кварталов от клуба даже близко не было замечено ни одной полицейской машины. Вход в «ГлавКлуб» охраняли крепкие мужчины в черной одежде в стиле «милитари» — это были члены общины, выполняющие роль секьюрити. И внешне они походили на что-то среднее между ЧОП и ЧВК — от них буквально веяло духом кинохроник времен чеченских войн. С той лишь разницей, что вместо калашей на их поясах можно заметить шокеры, рации и газовые баллончики.

Рома Жиган. Фото: Артем Пущин

Пристально вглядываясь в лицо новичка, они то и дело переглядываются со считываемым в глазах вопросом: пускать или нет? Но в конечном итоге проверив мои карманы и на всякий случай еще разок просканировав меня металлоискателем, принимают решение расступиться и пропускают меня внутрь.

Первое, что вижу: над танцполом развешаны черные полотнища с всадником — это эмблема «РО».

К этому времени в зале аншлаг. На мероприятие пришло около 200 человек: члены «Русской общины», союзной ему «Русской дружины», «Северного человека», несколько ветеранов СВО и представители казачества. Я оглядываю зал и вижу, что средний возраст меломанов — 35–40 лет. Судя по редким юным лицам и паре девушек в льняных национальных рубахах, некоторые общинники взяли на мероприятие свои семьи.

За несколько минут до начала мероприятия публика выстраивается в очередь для фотографии с хедлайнерами этого вечера. По окончании фотосессии гости поднялись на сцену. Заметив немногочисленность публики на танцполе, музыканты обратились к балкону: «Братья, кто наверху, не сидите, спускайтесь все вниз, идите к нам!» Но посетители продолжали лениво восседать за пустыми столиками на уже прогретых местах.

«Кто не спустится, — уже более настойчиво произнес Жиган, — тот фанат Ярослава Дронова и Лепса… Ну же! Смелее спускайтесь!»

Фото: Артем Пущин

Сравнение с фанатами Шамана, кажется, возымело действие: около 8–10 человек, сидевших на втором уровне зала, усмехнувшись, потянулись в сторону лестниц.

Небольшая приветственная речь — и из подхрипывающих колонок уже льются тяжелые духоподъемные ритмы.

Никакой лирики, ничего легкого или романтичного… Лишь тотальная русскость, помноженная на великодержавие. Ну и в перерывах между песнями — обращения к собравшимся.

— У России два союзника! — пытается зажечь публику Рома Жиган. — Кто это?

— Армия и флот! — заученной еще со школы фразой нестройно отзывается зал.

— Неверно! — кричит в микрофон репер. — У России два союзника! Кто это?

Зал, изумленный, молчит. Слышатся лишь приглушенные, полные замешательства вопросы.

— У России два союзника! Александр Бастрыкин и Следственный комитет!раскрывает, наконец, подвох своего вопроса Жиган.

Зал, словно дрессированный, взрывается овациями и смехом, и вот уже все дружно сканируют: «У России два союзника: Александр Бастрыкин и Следственный комитет».

Небольшая передышка — и концерт продолжается, все в том же традиционном великодержавном духе. И так — все два с половиной часа. По прошествии которых, напитавшись патриотизмом, я отправился в ближайший бар (в самом «ГлавКлубе» в день концерта не наливали).

Спустя несколько минут за соседним столиком с кружечками пенного нефильтрованного я заметил бородатые лица, еще недавно подпевавшие куплетам о незавидной судьбе спаиваемого врагами России народа. Вера сильна, но враги России, по всей видимости, куда коварней…

Артем Пущин