В Ленинском районном суде Екатеринбурга 22 сентября началось рассмотрение иска Генпрокуратуры к уральским олигархам Алексею Боброву и Артему Бикову. Надзорное ведомство требует передать их активы в собственность государства. Речь идет в том числе о предприятиях ЖКХ, энергетики и о главном медийном активе — «Сибирско-Уральской медиакомпании», которая владеет изданием Ura.ru.
Это очередная история, в которой госорганы наказывают «патриотически настроенных» акторов: только за последние 30 дней «иноагентами» признали политолога Сергея Маркова и Z-блогера Романа Алехина, а теперь добрались и до владельцев крупного официозного информагентства. Ura.ru — медиа, штампующее новости наподобие таких: «ВСУ терпят сокрушительное поражение», «Вызов господству Запада: как в мире отреагировали на Интервидение», «Власти снизили риски коллапсов в аэропортах». Но, очевидно, даже максимальная солидаризация с государством больше не защищает от него.
А забрать у Боброва и Бикова есть что. Через «Корпорацию СТС» они владеют энергетической инфраструктурой по всему Уральскому федеральному округу: в Свердловской области — акционерным обществом «Облкоммунэнерго», крупнейшим поставщиком электроэнергии для жителей и предприятий региона, в Курганской — выступают совладельцами областной генерирующей компании и владеют крупнейшей в регионе ТЭЦ. В Тюменской области у них своя энергетическая компания «Суэнко», работающая в ключевых городах: Тюмени, Тобольске, Ишиме, Ялуторовске и других. В Челябинской области их предприятие отвечает за теплоснабжение.
Чистая прибыль «Корпорации СТС» в 2024 году составила 928 миллионов рублей. За последние пять лет — 4,8 миллиарда рублей.
«Корпорация имеет стратегическое значение для энергетической безопасности страны», — говорится в иске Генпрокуратуры. И тут же подчеркивается, что актив оказался в руках «неправильных» людей: «Бенефициарами выступают Артем Биков и Алексей Бобров, которые в 2007 году получили гражданство Австрии, где стали постоянно проживать. Получение ими объектов энергетической инфраструктуры Уральского региона и дальнейшее лоббирование их коммерческих интересов стали возможны ввиду наличия у них неформальных связей с руководителями федеральных и региональных государственных структур, в том числе с бывшим председателем правления корпорации РАО ЕЭС Анатолием Чубайсом».
Упоминание Чубайса в этом кейсе скорее политическое — вероятно, оно необходимо для легализации действий прокуратуры в глазах общественности: бывшего руководителя администрации президента в народе принято недолюбливать. Тем более что Артем Биков в 2003–2005 годах действительно был советником Анатолия Чубайса в РАО «Единая энергетическая система России». Однако проблема в том, что не только этот, но и другие аргументы Генпрокуратуры также выглядят пока именно политическими, а не формально юридическими.
То, что в 2007 году Бобров и Биков получили гражданство Австрии, — факт. Более того, в 2011 году австрийская прокуратура требовала лишить их подданства, заявляя, что оно было якобы получено за взятки на общую сумму 900 тысяч евро. Тогда, правда, доказать коррупционный фактор не удалось. Но именно тогда — 14 лет назад — были упомянуты инвестиции в австрийский гостиничный комплекс, которые бизнесменам вменяют сейчас. В иске Генпрокуратуры РФ об этом говорится так: «Доходы от продажи коммунальных ресурсов А. Биков и А. Бобров через подконтрольный банк «Агропромкредит» выводят на зарубежные счета в Австрии и Швейцарии, откуда активно инвестируют в экономику недружественных стран (Черногория, Австрия) за счет приобретения там гостиничных комплексов».
О каких именно туркомплексах идет речь, не сообщается. Возможно, это станет известно уже в ходе судебных слушаний, но дойдет ли до широкой общественности — непонятно: по ходатайству Генпрокуратуры процесс будет проходить в закрытом режиме. Из того же, что уже утекло в Сеть, известно, что активом в Черногории могли назвать отель Xanadu в Херцег-Нови, который с Бобровым и Биковым связан лишь косвенно: он принадлежит жене вице-губернатора Свердловской области Олега Чемезова Ирине.
В понедельник Чемезову отправили под домашний арест по обвинению в мошенничестве, а ее муж, по версии прокуроров, несет «шефство над холдингом» Боброва и Бикова. Характерно, что в некоторых СМИ уже распространяется информация о том, что в отеле Чемезовой якобы проходили реабилитацию военнослужащие ВСУ. Сама она от этих подозрений уже открестилась: «У меня не работает человек, который поддерживает бойцов ВСУ, мой отель не заключал контрактов с ВСУ. Естественно, не оказывал никаких услуг реабилитации бойцам ВСУ. Отель в Черногории давно стоит на продаже, у меня давно есть намерение его продать, но пока не получается».
Словом, сейчас тяжба выглядит как политический акт, в котором требование об изъятии имущества объясняется «предательством» со стороны уральских бизнесменов. Контраргументы у стороны Боброва и Бикова тоже политические. «Корпорация СТС» выпустила официальное заявление, в котором предположила, что сотрудников Генпрокуратуры обманули: «Артем Биков и Алексей Бобров открыто и активно поддерживают СВО: сохраняют заработную плату всем работникам, проходящим военную службу в зоне СВО, трудоустраивают ветеранов СВО, в том числе на руководящие должности, создали Межрегиональный фонд поддержки ветеранов боевых действий. После начала СВО Артем Биков отказался от австрийского гражданства. ООО «Корпорация СТС» полагает, что Генпрокуратура была введена в заблуждение многолетней дискредитирующей информационной кампанией, в рамках которой оппозиционные телеграм-каналы распространяли недостоверную информацию в отношении «Корпорации СТС», Артема Бикова и Алексея Боброва».
Думается, однако, что российскую прокуратуру обмануть не так-то просто и в гражданской позиции уральских бизнесменов надзорное ведомство не сомневается. Но ведь патриоту для Родины ничего не должно быть жалко? Тем более что Родина на этом зарабатывает: изъятые активы продаются новым собственникам. Так, к июлю 2025 года стоимость национализированных государством предприятий составила 3,9 трлн рублей, а Минфин уже заявил о планах ускорить их новую приватизацию.
Современная история знает всего один случай, когда предпринимателям, имущество которых хотели национализировать, удалось отбиться от притязаний Генпрокуратуры: в марте нынешнего года Верховный суд отказал в национализации Ивановского завода тяжелого станкостроения. Однако для этого нашлось юридическое обоснование: вопреки позиции надзорного ведомства, Росимущество никаких проблем в процедуре приватизации не обнаружило.
Станет ли «патриотизм» Боброва и Бикова препятствием для изъятия у них бизнеса, выяснится в закрытом суде.