Можно предположить, что кураторы галереи, да и сами художники в этом году во избежание проблем сделали всю работу по недопущению крамолы за недремлющих цензоров из Департамента культуры, которых в прошлом году возмутила картина Ирины Затуловской «Пиджак» со стихами Мандельштама про «человека эпохи Москвошвея».
Любопытно, что в этом году также не обошлось без работ по мотивам произведений опального поэта, однако вместо стихов 30-х годов стенд культурного проекта СОЮЗ вдохновился более ранними строками из сборника «Камень»: «Цветочная проснулась ваза / И выплеснула свой хрусталь». В цветочной теме у поэта, к счастью, гораздо труднее найти что-то запретное. Впрочем, и в прошлом году крамола была скорее в глазах «смотрящих», то есть буквально в глазах тех «авторитетов», что следят за соблюдением порядка в «зоне» так называемого совриска. По крайней мере, никаких утечек о снятых картинах на этот раз не случилось, а значит, ничто не смогло омрачить праздник современного искусства.
Действительно, широкий размах и всевозможная пышность, царившие на ярмарке, вполне соответствовали той картине, что в последние несколько лет активно создается в соцсетях определенной категорией россиян (как правило, москвичей), сделавших выбор остаться в РФ и находящихся в непрерывном диалоге с теми, кто решил уехать.