Сюжеты · Политика

«Ботаник», не упустивший ни одного шанса

92-летний президент собрался на новый срок… Он все еще пользуется поддержкой большинства, но его смерть и будет главным источником хаоса

Президент Камеруна Поль Бийя. Фото: AP

Президент Камеруна Поль Бийя, которому 92 года, официально объявил о выдвижении своей кандидатуры на президентских выборах, запланированных на 12 октября.

Поль Бийя находится у власти дольше всех президентов и королей в мире. Более того, он еще и самый возрастной правитель среди всех остальных — ему 92 года. Его режим демонстрирует просто невероятную живучесть и популярность среди населения. Согласно данным Afrobarometer, Поль Бийя до сих пор пользуется устойчивой поддержкой большинства жителей Камеруна (Сноска 1).

Как так вышло? Может, Бийя жестокий диктатор, грозящий посадить за решетку всех тех, кто выражает несогласие? Или же он идеальный правитель, справедливо снискавший народную любовь? Давайте вспомним этапы его незаурядной (без преувеличения) карьеры.

Первый ученик

Поль Бийя родился 13 февраля 1933 года в Камеруне, когда тот был еще не Камеруном, а французской колонией, в деревне Мвомекаа в Южной Провинции. Изначально он, как и его коллега из Сенегала Леопольд Сенгор, должен был пойти в семинарию и стать католическим священником. Он даже проучился в иезуитской семинарии святого Иосифа четыре года. Но, как и Сенгор, он выбрал другой путь и попал в элитную школу Lycée Général-Leclerc в Яунде, где французские учителя обучали будущего лидера страны древнегреческому языку, латыни и философии. Затем он переехал во Францию, где продолжил обучение в таких элитных высших учебных заведения, как Сорбонна, Сьянс По и Институт исследований «заморских территорий». Изучал политику и международные отношения. Вращался в кругах политических деятелей, таких как Луи-Поль Ожула, который представлял Камерун в Национальной Ассамблее до 1956 года, а также какое-то время был министром здравоохранения и министром труда в правительстве Камеруна, и наставником Бийя.

Старт в жизни у Поля Бийя был хороший. Что было дальше?

Ахмаду Ахиджо. Фото: Википедия

В 1960 году Камерун под руководством Ахмаду Ахиджо обрел независимость. Да и не просто независимость: он сумел расшириться благодаря слиянию французской и британской территории в единое государство. Бийя возвращается на родину в 1962 году в самый разгар строительства новой страны. Он поступает на государственную службу и вступает в партию (единственную в стране) «Союз народов Камеруна», основанную Ахиджо. Карьера Бийя развивалась стремительно: чуть больше чем за 10 лет он вырос до ранга премьер-министра. Оно и неудивительно: образованные люди в молодом африканском государстве были на вес золота, а Бийя был как раз таким. Поэтому в 1972 году он уже был вторым человеком после Ахиджо в Камеруне.

Но скоро ему представился шанс стать первым. И он его не упустил.

В 1982 году по состоянию здоровья Ахмаду Ахиджо оставил президентский пост, но сохранил за собой руководство партией. Во главе страны стал его верный соратник Бийя. Несмотря на то что Ахиджо ушел с поста президента, он намеревался сохранить контроль над Камеруном. 

Но что-то пошло не так — использовав оказавшиеся в его руках ресурсы, Бийя смог отпихнуть своего благодетеля от рычагов власти, Ахиджо был вынужден признать свое поражение и в 1983 году покинул страну.

Правда, спустя год верные отставному президенту части Республиканской гвардии попытались совершить переворот, однако Бийя был предупрежден о планируемом захвате власти и сумел отстоять свой пост, оперевшись на лояльных ему военных. (Политологи скажут, что попытки переворота характерны на ранней стадии авторитарного режима (Сноска 2). Правителю пока не удалось в достаточной мере консолидировать власть, а контрэлиты намерены, пока еще есть такая возможность, вырвать ее из рук недостаточно сильного лидера.)

В Камеруне ситуация усугублялась еще и пестрым этническим составом как населения, так и элит, которые отличались друг от друга этническим происхождением и религией. Например, Ахиджо был мусульманином из народа фулани, а Бийя — католиком-христианином из племени бети народа фанг. Это подлило масла в огонь борьбы элит (Сноска 3).

Но Бийя сумел устоять. И стоит по сей день.

Фото: AP / TASS

Как по учебнику

Выдержав первый удар, Бийя начал строить новый феноменально устойчивый политический режим. Секрет его политического долголетия — образцовый кейс для учебника политологии.

  • Бийя увеличил инвестиции в государственный сектор и увеличил количество госслужащих (Сноска 4). Например, в 1982 году их насчитывалось всего 80 тыс. человек, а в 1988-м — уже 180 тыс. Таким образом, Бийя создал значительную прослойку людей, которые в массе поддерживают его режим.
  • В 1977 году в Камеруне нашли залежи нефти. Бийя использовал доходы от экспорта нефти для кооптации значительного числа представителей элит и остальных граждан. Они позволили ему создать обширную клиентеллу, которую он кормил в обмен на лояльность и поддержку, а также получить независимость от подконтрольного населения (Сноска 5). На нефть приходится около 50% всего экспорта и 14% доходов бюджета.
  • Когда в 1985 году страну охватил экономический кризис, он ударил в основном по фермерам, чьи доходы сильно просели. Однако Бийя сумел воспользоваться бедственным положением страны и добиться направления в страну потоков иностранной помощи. Доноры вроде Всемирного банка давали режиму Бийя огромные суммы, чтобы справиться с экономическими бедствиями. Один из ведущих исследователей в области политики предоставления гуманитарной помощи Уильям Истерли назвал подобный процесс «финансированием авторитарного развития (funding authoritarian development)». Дело в том, что автократы, диктаторы, военные хунты и военизированные группировки (бандиты) вместо того, чтобы направить еду, лекарства или деньги на помощь нуждающимся, пользуются подобной помощью для своего собственного обогащения. Более того, эта поддержка становится чем-то вроде нефти, дающей автократам новый источник дохода, непривязанный к подконтрольному населению. Кроме того, это подтверждает история: после окончания холодной войны, когда поддержка разных авторитарных режимов со стороны США и СССР прекратилась, многие из них рухнули из-за невозможности поддерживать лояльность элит, армии и населения (Сноска 6).
  • Наличие президентской партии позволяет рекрутировать на службу режиму преданных сторонников из числа населения. Это снижает возможность контрэлит при помощи военных пошатнуть позиции автократа (Сноска 7).
  • Проведение регулярных выборов в стране с 90-х годов и отказ от однопартийной системы позволяет снизить вероятность государственного переворота, так как многие контрэлиты, имея возможность выступить против автократа легально, всегда предпочтут этот способ действия, нежели более рискованный насильственный метод. Об этом и говорит статистика, указывающая, что с 60-х годов XX века наблюдается спад в числе государственных переворотов в автократиях и рост числа полуконкурентных/конкурентных выборов.
  • Бийя активно использует инструмент контроля медиа. Когда вспыхивают протесты, правительство устраивает шатдауны, чтобы помешать протестующим координировать свои действия. Например, c 2016 по 2017 год в англофонных регионах шли протесты, связанные с недовольством местного населения по поводу назначения франкоязычных судей и других вопросов, касающихся прав англоязычного населения. Тогда правительство приняло положения, что в судах должен использоваться только французский язык. Этот шаг вызвал широкое недовольство жителей англоязычных регионов. Для подавления протестов правительство выключало интернет, чтобы не дать протестующим координировать свои действия через социальные сети.
  • Значительной долей предприятий владеет государство, что дает правительству возможность мобилизовывать их сотрудников для поддержки президента на выборах.

Кто-то может сказать, что у режима Бийя есть серьезные проблемы: например, на территорию Камеруна регулярно наведываются боевики из террористической организации «Боко харам», находящейся в Нигерии. Они нападают на деревни и поселения, убивая и похищая местных жителей. На начало 2022 года около 321 900 жителей Северного Камеруна были вынуждены покинуть свои дома и искать приюта в других регионах страны. Все это создает дополнительное напряжение среди населения. Как показывает статистика от Африканского центра стратегических исследований, наибольшее число жертв от атак «Боко харам» приходится на Нигерию и Камерун.

Однако подобные бедствия, обрушивающиеся на жителей, создают скорее проблемы именно для местных, никак не влияя на устойчивость режима Бийя.

Об этом говорит и приоритетность задач, которые ставятся перед камерунской армией: она в первую очередь занята подавлением сепаратистских движений в англоязычной части страны, а не борьбой с террористической угрозой, жертвой которой становятся тысячи камерунцев.

Давайте подводить итоги.

6 февраля 2022 года. Поль Бийя и первая леди Камеруна Шанталь Бийя перед финальным матчем Кубка африканских наций. Фото: CHARLY TRIBALLEAU / AFP / East News

Бийя добился феноменальной устойчивости режима сочетанием ряда благоприятных факторов: модель сырьевой экономики, кооптация элит через доходы от нефти, контроль над СМИ и интернетом, помощь международных организаций и поддержка со стороны крупных держав, таких как Франция, значительное огосударствление экономики. Однако учитывая текущее состояние здоровья Поля Бийя, он находится в опасном положении: его предшественник таким образом лишился власти. Тем не менее, даже если Бийя сохранит власть вплоть до самой смерти, Камерун может ожидать незавидное будущее: пестрый этнорелигиозный состав населения, высокий уровень персонализации власти и конкуренция за ресурсы могут привести к гражданской войне.

1. Ratsimbaharison A.M. & Bongang B.L. (2023). Understanding the Durability of the Paul Biya Regime in Cameroon: A Micro-Level Approach Using Afrobarometer's Round 7 National Survey. Current Research Journal of Social Sciences and Humanities.

2. Chin J., Escribà-Folch A., Song W. & Wright J. (2022). Reshaping the Threat Environment: Personalism, Coups, and Assassinations. Comparative Political Studies, 55(4), 657–687.

3. Esteban J., Mayoral L. & Ray D. (2012). Ethnicity and conflict: Theory and facts. science, 336(6083), 858–865. 

4. Harrijvan M. & Weerdesteijn M. (2020). To appease or to repress: how dictators use economic dynamics to increase their regime longevity. Crime, Law and Social Change, 74, 315–338.

5. Wright J., Frantz E. & Geddes B. (2015). Oil and autocratic regime survival. British Journal of Political Science, 45(2), 287–306. 

6. Frantz E. (2018). Authoritarianism: What everyone needs to know. Oxford University Press.

7. Geddes B. (2018). How Dictatorships Work: Power, Personalization, and Collapse. Cambridge University Press.