Евгения Хасис готовится покинуть мордовскую колонию, отсидев срок чуть менее 17 лет (его сократили в 2022 году и зачли отбытое в СИЗО). На свободе за ней установят административный контроль, что предполагает регулярные отметки в полиции, сообщают госагентства.
обновлено
Ранее мы сообщили со ссылкой на госагентство, что Хасис якобы уже покинула колонию, оказалось, это не так. Колония подает формальные документы о надзоре за несколько месяцев до фактического освобождения, что, вероятнее всего, произошло и в случае Хасис.
Хасис была членом неонацисткой «Боевой организации русских националистов» (БОРН)*, а ее мужем был основной функционер группировки — Никита Тихонов. Тихонов причастен к нескольким громким убийствам, а убийство адвоката Станислава Маркелова планировал и обсуждал уже вместе с Хасис.
После убийства стало известно, что
на конспиративной квартире, откуда Тихонов и Хасис вышли на убийство, была установлена прослушка — Тихонов уже был в разработке силовиков, но они не смогли предотвратить преступления. «Новая газета» публиковала стенограммы разговоров Хасис и Тихонова накануне убийства. В квартире при обыске был обнаружен и склад с оружием.
19 января 2009 года Евгения Хасис выполняла роль наводчицы. Тихонов встретил Маркелова в самом центре Москвы, на Пречистенке, когда тот шел с пресс-конференции к метро «Кропоткинская» вместе со спутницей — 25-летней журналисткой «Новой газеты» Настей Бабуровой, освещавшей тему русских наци.
Тихонов застрелил обоих. Мотивом убийства суд признал профессиональную деятельность адвоката Маркелова, защищавшего антифашистов в судах и политическую ненависть.
Эпизод с убийством журналиста «Новой газеты» Анастасии Бабуровой из дела Хасис был убран, его оставили только у Никиты Тихонова, сочтя «эксцессом исполнителя» — киллер убивал свидетеля, изначально убийство журналиста не планировалось. Тихонов получил пожизненный срок.
В интервью, которое Хасис дала в 2024 году из колонии, она заявила, что намерена работать с молодежью и предостерегать ее от экстремистской деятельности.
19 января с тех пор проходят торжественное возложение цветов к месту убийства. Антифашистские шествия, которые проводились в первые годы, были запрещены.