Цинизм и апатия
— Все больше людей сейчас говорит: я ничего не хочу слышать про происходящее в мире, не хочу это осмыслять, мне все надоело. Люди покупают книги, которые пытаются говорить о современной реальности, но не читают их: они куплены, но стоят на полке в целлофане. Кто-то мне сказал: «Нет сил больше это все в себя впускать». Люди перестают слушать аналитиков, которых слушали в последние несколько лет: если что-то случится, я и так об этом узнаю. И в этом есть своя правда. Вот это стремление отгородиться от реальности — это естественная защита психики — или мы уже впадаем в апатию, когда уже все безразлично?
— Здесь как минимум два уровня рассуждения: один скорее психологический, и это не ко мне: я не психолог; а вот другой — философский. И здесь можно сказать, что есть психологические состояния, которые характерны для людей при разного рода критических ситуациях: экстремальных, тяжелых, экзистенциальных. Тем более что экзистенциальная философия тоже существует.
Если говорить на уровне психологическом, что это какие-то копинг-стратегии — практики, которые позволяют субъекту сохранять себя в работоспособном состоянии. Но на уровне философском это все выглядит немножечко иначе — как описание современного диффузного цинического субъекта.
— А что это за субъект такой?
— Это человек, пребывающий в перманентной депрессии, но сохраняющий трудоспособность.
— Мне кажется, мало кто в этом определении не узнает себя. А какую роль тут играет цинизм?
— Цинизм — это, по сути, ведь не что иное, как специфический реализм. Но он несколько шизофренический: с одной стороны, знать лучшее, но с другой — делать дело; знать о том, что есть благо, но поступать вопреки, потому что так надо. Это, по сути, сознание современного индивида, который живет внутри сложных структур, сложных отношений, который ими дисциплинирован и воспитан — и уже воспринимает некоторую просветительскую наивность или искренний просветительский аффект как нечто стыдное. Просветитель сейчас оказывается в такой ситуации, когда кричит обо всем известном, — а ему в ответ могут сказать: ну что ты кричишь? — все и так это всё знают, и мы вынуждены жертвовать знанием о лучшей версии себя, знанием о благе, знанием о правильном и этичном ради целей реального выживания. Хватит делать этический капитал за счет того, что…
— Сними белое пальто.
— Да, сними белое пальто. И отчасти это даже может быть справедливым упреком, потому что у нас есть и жанр моральных спекулянтов, которые именно так и поступают: