Последствия решения для немецкой экономики
Решение Мерца уже начинает сказываться на немецких оборонных компаниях. Немецкая компания Renk рассматривает возможность переноса части производства в США после введенного канцлером запрета на экспорт военной продукции в Израиль. Производитель пока не сможет поставлять Израилю редукторы, которые используются в танках и бронетранспортерах. Генеральный директор Renk Александр Загель сказал Financial Times, что в компании «обсуждают план Б». Хотя Израиль приносит компании всего 2–3% общего оборота, ситуация получила большой политический резонанс.
Rheinmetall также отказался от поставок в Израиль: генеральный директор компании заявил Financial Times, что «в настоящее время Rheinmetall не экспортирует оружие в Израиль».
Исторические параллели
История Европы знает, к чему приводят такие шаги. В 1938 году лидеры западных держав, желая сохранить иллюзию мира, подписали Мюнхенское соглашение, отдав на растерзание демократическое государство в надежде «умиротворить» диктатора. Тогда это называлось разумным компромиссом. Сегодня это звучит так же: «необходимо снизить напряженность». Но и тогда, и сейчас результат один: агрессор воспринимает уступку как приглашение к следующему шагу.
Критика внутри правящего блока
Решение Мерца уже вызвало бурю негодования в самой Германии. В его собственной партии (ХДС), а также в союзном ХСС депутаты назвали этот шаг «грубой стратегической ошибкой», «разрушительным сигналом» и «уступкой антисемитской толпе». Один из них прямо сказал: