Сюжеты · Культура

Приезжать — так с музыкой

Что массовая релокация из России изменила в культурной сцене Армении

Фестиваль DiliRock. Фото: соцсети

После февраля 2022 года большое количество россиян массово эмигрировало в Армению. Многие из тех, кто бежал от военных действий, мобилизации и репрессий, не планировали надолго задерживаться в стране — скорее хотели использовать ее как перевалочный пункт, где можно выдохнуть, собраться с силами и понять, куда дальше; все-таки они ехали не куда-то конкретно, а откуда. Тем не менее большинство в итоге так и осталось в стране. Массовая релокация в Армению стала удивительным культурно-социальным феноменом, изменившим привычный до этого ход жизни страны, и прежде всего — ее столицы. Релоканты начали открывать в Ереване собственные заведения: бары, кафе, секонд-хенды, книжные и даже цветочные магазины. 

Вслед за новыми заведениями возник и новый звук города. На ереванском Северном проспекте, одной из центральных улиц, зазвучали хиты Басты, Валентина Стрыкало и Noize MC* — их пели уличные музыканты. У входа в Hard Rock Café на улице Пушкина стали выстраиваться очереди экспатов, курящих в ожидании концертов «Пошлой Молли» и «Порнофильмов». И если честно, далеко не факт, что, не произойди наплыв эмигрантов, случился бы большой концерт Земфиры* на стадионе «Раздан». 

Но чем вообще примечательна армянская музыкальная сцена? Куда, к чему и на какую основу, собственно, приехали релоканты? 

Традиции и современность 

Армения, страна небольшая и моноэтничная, пережившая в своей истории много трагического, чтобы сохранить свою национальную, культурную, а значит, и музыкальную идентичность, всегда опиралась на традицию, соотнося ее с сегодняшним днем. Даже если мы говорим о современной джаз- и рок-музыкальной сцене, очевидно, что она во многом связана с сохранением и переосмыслением национального фольклора. Его влияние в звучании можно найти у самых разных музыкантов — от всемирно известного перкуссиониста, лидера уникального этно-джазового состава Armenian Navy Band Арто Тунчбояджяна до легендарных фолк-прог-рокеров Bambir (чье название, кстати, происходит от одного из армянских народных инструментов) или великолепного ска/регги-коллектива Reincarnation. 

Современным продолжением национальной музыкальной традиции можно назвать поп-дуэт Tiezerk (по-русски это слово означает «Вселенная»), основанный школьными подругами — Люсинэ и Элизой. Используя для создания музыки флейту, укулеле, гитару, а также жутар (инструмент, изобретенный самими участницами) и электронные биты, они создали уникальные аранжировки более 50 народных песен. Они сочинили музыку ко множеству постановок MIHR (первой труппы современного танца в Армении) и сегодня успешно гастролируют по всему миру. 

Музыкальные фестивали 

Эмигранты первой, «февральской», волны отличались от тех, кто уехал после начала мобилизации тем, что многие из них уезжали по этическим соображениям. В основном это были политические активисты, журналисты, представители творческой интеллигенции. Оказавшись в незнакомой, новой среде и увидев, как в Армении проходят антиправительственные митинги, релоканты были поражены свободой: полиция не только не препятствовала протестам, но и охраняла самих митингующих. Палаточный лагерь оппозиции разбили прямо в центре, на площади Франции, перекрыв автомобильное движение на ней и прилегающих улицах на несколько месяцев. 

Фестиваль LUCHSHE. Фото: Даниил Липатов

Атмосфера спокойствия и безопасности сыграла свою роль: приехавшие начали объединяться и придумывать, что бы такое организовать. Одним из первых арт-музыкальных фестивалей, проведенных эмигрантами, стал LUCHSHE. Для того чтобы его провести, организаторы арендовали центральный зал заброшенного кинотеатра «Россия» — одного из наиболее впечатляющих зданий советской модернистской армянской архитектуры (ныне служащий базой для торгового центра). Двухдневный фестиваль LUCHSHE объединил в одном пространстве ведущих армянских концептуальных модельеров, около 30 художников, а также лайнап из более чем 40 артистов — как местных, так и приехавших. Помимо прочего, в рамках фестиваля проходил маркет, где можно было приобрести одежду и продукцию небольших местных брендов. Это был хороший пример того, как релоканты и прогрессивная армянская молодежь смогли создать уникальный ивент, целью которого было объединение вокруг музыки и поддержка малого бизнеса. 

В сентябре 2022 года в горах Армении впервые прошел трехдневный Sensor Festival, объединивший артистов из разных стран (Ivan Smagghe, Maayan Nidam, Ron Morelli, Rhadoo, Byetone, Dopplereffekt, Lea Bertucci, Dhafer Youssef, Tony Buck) и диджеев (Elena Colombi, Raphael Carrau, Binh, Vlada, San Proper, Digby). Главной особенностью фестиваля стала его локация — заброшенный научно-исследовательский центр с 54-метровым радиооптическим телескопом Геруни, построенным советскими астрофизиками в середине 1980-х. Впервые за десятилетия этот символ эпохи покорения космоса ожил, став площадкой масштабного международного события: четыре сцены разместились на склонах горного хребта Арагац и в холлах бывшего исследовательского комплекса. Фестиваль прошел успешно, но консервативно настроенные армяне не очень хорошо восприняли концепцию мероприятия: одним показался неуместным и оскорбительным выбор локации, другие же посчитали, что это история, организованная «русскими для русских», — дескать, приехали сами и привезли с собой новый «Сигнал». 

Фестиваль DiliRock. Фото: соцсети

В 2023 году Дарьей Петровой, в прошлом занимавшейся организацией концертов в творческом пространстве «Чердачок» в новосибирском Академгородке, без какой-либо финансовой поддержки спонсоров был создан DiliRock. Несмотря на название, он объединяет представителей разных музыкальных жанров. 

Фестиваль возник благодаря тесному взаимодействию эмигрантов и местных жителей, приехавших из разных регионов Армении волонтерами, чтобы помочь в его организации.

DiliRock проходит в лесах Дилижана, и волонтеры помогают кто чем может: строительными работами, уборкой мусора, сбором и доставкой аппаратуры. Днем проходят концерты групп разных жанров, после полуночи начинают играть диджеи. Музыканты подают заявки через аккаунт фестиваля, в итоге в его лайнап попадают и армянские, и эмигрантские коллективы. В 2025 году фестиваль проходил с 29 по 31 августа. 

Гастроли 

До 2022 года в Армении успели побывать многие: от легендарных Deep Purple до одного из самых пронзительных, хриплых голосов второй половины XX века — Джо Кокера. Провокационный рэпер Канье Уэст во время своего выступления с разбегу прыгнул в воду Лебединого озера — декоративного водоема, расположенного напротив Северного проспекта в Ереване. Русские музыканты тоже приезжали с концертами. «Аквариум», «Сплин», ДДТ, «Тараканы!» — все они здесь побывали, но с появлением русской релокации их концерты стали значительно масштабнее. Так, в свой последний приезд группа ДДТ выступала в спортивно-концертном комплексе имени Карена Демирчяна, вмещающем 12 тысяч человек. 

Многие русскоязычные артисты открыли для себя Ереван как точку гастролей после 2022-го. Раньше здесь сложно было представить концерты таких пост-панк-групп, как «Петля пристрастия», Molchat Doma, или сольное выступление экс-фронтмена московской группы «Спасибо» Рассела Рахманова. 

Стоит отметить, что Ереван — город, в котором все еще работает физическая реклама. Чтобы узнать о мероприятиях, проходящих в городе, необязательно заходить в социальные сети — достаточно посмотреть на стену любого здания или фонарный столб в центре. За считаные месяцы стены, фонарные столбы и заборы города запестрели постерами, приглашающими посетить эмигрантские кружки по английскому языку, творческие воркшопы «Рисование с пивком», «Линогравюра с чайком», а также множество афиш, анонсировавших концерты Tequilajazzz, Noize MC, Аигел, Дельфина, Bicycles for Afghanistan, «Казускома». 

Организацией многих концертов занималось творческое объединение CAMERATA, основанное компанией из четырех человек, все из которых независимо друг от друга релоцировались в Армению. Все началось с идеи сделать концерт группы Sonic Death, и эта идея в итоге вылилась в полноценный трехдневный музыкальный фестиваль. CAMERATA провела множество музыкальных мероприятий и фестивалей, многие из которых были благотворительными. Последний пост с афишей мероприятия в инстаграме CAMERATA был опубликован в июне 2024 года. 

Места 

Бары, открытые релокантами, довольно быстро стали полноценными музыкальными площадками. Нельзя не отметить ПЭУ («Посольство Эстетических Удовольствий») — пространство, созданное в результате коллаборации творческого объединения Esthetic Joys и московского бара «Ровесник», находящееся в пяти минутах от станции метро «Маршал Баграмян». Практически с самого открытия туда стали приходить в большом количестве как экспаты, так и местные, чтобы отдохнуть и послушать живую музыку. В ПЭУ проходит много благотворительных мероприятий и концертов. Так, здесь выступали и мультиинструменталист-новатор Айк Карои, соединяющий в своей музыке электронику и дудук, и любимцы русской инди-поп-сцены последних 10 лет СБПЧ и Антоха МС. Здесь же выступала дрим-поп-певица Kedr Livanskiy (Яна Кедрина).

ПЭУ. Фото: соцсети

Примерно в одно время с ПЭУ в Ереване открылся бар TUF, при котором также существовали звукозаписывающая студия и музыкальный лейбл. За почти полтора года существования бара в нем прошло огромное количество концертов и приезжих, и местных артистов: «Алоэ Вера», Ploho, «Перемотка», «Макулатура». TUF быстро стал центром притяжения неформальной молодежи еще и потому, что почти каждый день внутри него происходили какие-то ивенты: лекции, кинопоказы, музыкальные джемы, караоке-вечеринки с живым звуком. Лейбл TUF Records записал и выпустил альбомы Арсения Крестителя, Sonic Death, супергруппы «Семинар». 

В 2022-м в Конде, самом старом районе Еревана, открылся камерный бар «Айги». Название переводится на русский язык как «Сад». Учитывая, что одним из создателей заведения был Санчир Бадаков, сооснователь легендарного московского бара «Сосна и Липа» и участник группы Elektromonteur, «Айги» не мог не стать музыкальным местом. Наряду с концертами, где выступали друзья заведения, в нем проходили и более крупные концерты и диджей-сеты. В один вечер там мог выступать бармен «Айги» и гитарист Лев Кареев с полуторачасовым трибьют-сетом, посвященным музыке King Krule, а в другой проходил сольный концерт виолончелистки Ульяны Волковой (Pleurereme), не говоря уже о диджей-сетах, собиравших по 60–70 человек внутри и снаружи крохотного помещения. Местные тинейджеры, жившие по соседству, сперва относились к бару и его гостям со скепсисом, но за два года его существования успели привыкнуть и не раз зазывали сотрудников заведения на игру в блот (армянская карточная игра). «Айги» закрылся в 2024 году. 

SEC. Фото: соцсети

SEC (Sound Enthusiastic Community) — проект альтернативного образования, созданный в 2023 году релокантом Антоном Щеголевым, нацеленный на создание большого комьюнити музыкантов, художников, инженеров, авангардистов и любителей, которые объединяются любовью к звуковым экспериментам. До переезда в Армению Антон жил в Петербурге, где занимался преподаванием, саунд-артом и медиаискусством. В сентябре 2022-го, когда Антон оказался в Армении по работе, в России была объявлена мобилизация, и он решил не возвращаться. Попытки наладить отношения с местными музыкальными сообществами никаких плодов не принесли, и тогда Щеголев арендовал помещение и открыл студию, куда люди приходят учиться созданию музыки, общаться и проводить вместе время. Резиденты SEC регулярно выступают в разных заведениях Еревана. Несмотря на то что SEC был основан без помощи местного сообщества, ребятам все же удалось интегрироваться в культурную жизнь Армении. В день открытия Национальной галереи Армении после реставрации саунд-арт-инсталляции резидентов SEC занимали отдельный зал. 

Открытый эмигрантами в самом центре Еревана бар Ban тоже быстро обрел популярность. За год своего существования этот тесный подвал стал основным местом тусовок панков и электронщиков.

MUHA. Фото: соцсети

Ban был закрыт после того, как ночью в июне 2023 года на частную вечеринку в честь свадьбы ворвались силовики. В ходе обыска в клубе были обнаружены наркотики, все присутствующие были задержаны. Тем не менее по-настоящему понесла ответственность всего одна гостья мероприятия — Елизавета Данилычева, выпускница Британской школы дизайна и РГГУ. Все найденные в ходе обыска заведения вещества были приписаны ей. 23 июля 2025 года суд признал Данилычеву виновной в приобретении наркотиков с целью распространения и приговорил ее к шести годам тюремного заключения (из них были вычтены год и четыре месяца, которые она провела в СИЗО и под домашним арестом в ожидании приговора). У адвокатов Елизаветы есть месяц с момента оглашения приговора, чтобы подать апелляцию. 

Сейчас на месте Ban — бар MUHA, где часто проходят панк-рок-концерты и караоке-вечеринки, на одной из которых я встретил Алван — иранку, несогласную с диктатурой в родной стране и переехавшую из Тегерана в Армению. Алван — сингер-сонграйтер, она пишет и поет песни на английском, при этом основной круг ее общения в Ереване составляют русские эмигранты. 

Алван в баре MUHA. Фото: соцсети

«Я начала публиковать свои стихи в детском журнале, когда мне было восемь или девять, — рассказывает девушка. — Я выросла в музыкальной среде, мой отец играл на сантуре (традиционный иранский инструмент. — «Новая») и саксофоне. Он как бы существовал в двух мирах сразу: любил джаз и иранскую народную музыку. Чуть позже он открыл музыкальный магазин, в котором я буквально выросла. Я целыми днями вращалась среди музыкантов и все время слушала музыку. 

По-настоящему серьезно относиться к музыке я начала, когда переехала в Армению, а английский язык выбрала, потому что благодаря ему в своих песнях я могу обращаться ко всему миру — и меня поймут.


Мои соседи по квартире — русские, и когда живешь вместе три года, начинаешь чувствовать, будто мы одна семья. В какой-то степени я и себя отношу к комьюнити русских эмигрантов, поскольку большую часть времени провожу с ними. Я совершенно растворилась в культуре, которую они привезли с собой, в песнях, которые они мне показывают, в их языке.


Думаю, что никто так не может понять иранский народ, как русские. Боль и печаль являются главным мостиком понимания между мной и русскими. Политическая ситуация в наших странах очень похожа, и еще я заметила, что и иранцы, и русские, когда выпивают, произносят какие-нибудь антиправительственные тосты. У нас очень похожий взгляд на происходящее в мире. Собственно, поэтому мы все и переехали сюда». 

Недавно Алван записала сингл, который надеется в скором времени выпустить на музыкальных платформах. 

Она не планирует покидать Армению: именно здесь Алван нашла себя, свой дом и по-настоящему близких друзей. Но останутся ли они здесь или все-таки поедут дальше — вопрос открытый. 

Итог 

Кратковременный наплыв эмигрантов превратил Армению в один из центров культурной и антивоенной жизни. И все же сегодня это все больше напоминает лопнувший пузырь: значительная часть русских уехала, а многие заведения, которые они успели открыть, не выдерживают экономических условий и закрываются. Влияние экспатов-россиян на местную сцену было: их присутствие обеспечило больше площадок для выступлений армянских музыкантов. Однако полноценного международного культурного синтеза так и не произошло. Тем не менее жизнь продолжается, и в ней все еще очень много музыки. 

Даниил Липатов 

* Внесены властями РФ в реестр «иноагентов»