Шестнадцать детей
Деревня Селиховы Дворы. 20 километров до Курска. 80 километров до Суджи. В небе гремит, как только подъезжаем к повороту на деревню, — ПВО сбивает беспилотники над областью.
Вылезаю из такси. Слева — желтое поле, прямо в поле накрыт стол, над ним — навес. Навстречу несутся дети, словно целый школьный класс. Одни виснут на тарзанках и качелях, прикрепленных к кронам деревьев, возле дома, другие сидят на пеньках рядом с самодельной печкой, установленной прямо на улице. На печке шкварчит жареная картошка в гигантской сковородке. Рядом закипает кастрюлька борща. Черноволосая женщина в цветастом сарафане и фартуке подходит к сковородке с плошкой и мешает картошку, чтобы не подгорела. Это Лена Момоткова. Мама. У нее 12 детей. Из них 11 — приемные. Из них 10 — инвалиды.
Лена живет в одноэтажном домике — она называет его сарайкой — с маленькими детьми, мужем Володей, взрослым сыном, невесткой и четырьмя внуками. По соседству — такой же домик, где живут Золоторевы: брат Лены Коля и его жена, тоже Лена. Они тоже многодетная семья, у них четверо детей. Двое — с инвалидностью. Но в их домике живет еще больше народу — там и 85-летняя бабушка, и родители мужа, и многодетная семья сестры мужа. Мы потом пойдем по крохотным комнатам, и мне будут показывать, кто на каком диване по трое, по четверо спит. Очень сложно осознать, что люди живут так не недельку-другую. Год.