Документальный фильм «Русские на войне*», премьерный показ которого на фестивалях в Венеции и Торонто в 2024 году вызвал большой политико-кинематографический скандал, недавно выложили в открытый — хотя и платный — доступ. Автору, российско-канадской документалистке Анастасии Трофимовой, припомнили сотрудничество с Russia Today Documentary и обвинили ее в трансляции российского пропагандистского нарратива. На самом деле пацифистский посыл фильма совершенно очевиден, но основное достоинство картины Трофимовой в другом: это глубокое — возможно, более глубокое, чем задумывала режиссер — исследование самых основ русской жизни. А может, и не только русской.
Комната в деревенском доме, в ней сидят человек пятнадцать. Тыл, несколько километров от линии фронта. Люди в комнате — российские контрактники. Они пьют самогон и обсуждают, кто зачем сюда приехал.
— Я не знаю, как вы, — *** за своих женщин. Чтоб они жили там нормально.
— Да не ***. Тебе 50 с *** лет, ты один, у тебя ни ***,***, нету. Если ты здесь, ты не за женщин.
— А за кого?
— За себя. Чтоб получить и просрать — на ***, на алкашку.
— А ты?
— Я поехал на патриотизме сюда.
— Ты его видишь?
— Щас уже нет, к сожалению.