Охлаждение российской экономики продолжается, в апреле-июне 2025 года она вошла в стадию «технической стагнации», заявил глава Сбербанка Герман Греф на брифинге в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ). «Охлаждение продолжается, мы это видим по темпу роста ВВП. Второй квартал практически можно рассматривать как техническую стагнацию. Июль и август показывают достаточно такие явные симптомы того, что мы приближаемся к нулевым отметкам. <…> По нашим оценкам, которые мы используем внутри на конец года, ставка будет примерно на 14%. Достаточно ли это для того, чтобы экономика стала оживать? На наш взгляд, недостаточно, и при текущих уровнях инфляции ставка, при которой можно надеяться на оживление экономики, 12% и ниже». Греф отметил, что снижение ключевой ставки в сентябре хотя бы на 2 п.п. позволит не допустить дальнейшую стагнацию кредитования.
На самом деле техническая рецессия российской экономики — это не новость (ни для правительства, ни для ЦБ). Но заявление главы «Сбера» — отголосок другой важной дискуссии: за чей счет будет продолжаться финансирование правительственной политики: заплатят ли за него люди, взяв деньги в кредит, оборотной стороной чего станет рост цен, или правительство изымет финансовые ресурсы у бизнеса (хотя без роста цен будет не обойтись и здесь).
В начале сентября ЦБ РФ уже рассказал, как он видит экономическую ситуацию сегодня и чего нам следует ожидать в ближайшем будущем. Спойлер — правительство будет продолжать свою политику, несмотря ни на что, — и к этому у него есть все основания. А вот к источникам финансирования этой политики есть вопросы.
Рецессия есть, но…
Российская экономика действительно находится в стадии технической рецессии, это следует из материалов релиза «О чем говорят тренды № 6 (81)/сентябрь 2025», только что опубликованного Департаментом исследований и прогнозирования (ДИП) ЦБ РФ.
За первый квартал 2025 года экономика сократилась на 1,02% по сравнению с предыдущим кварталом, а за второй квартал — еще на 0,61%.
Два квартала снижения ВВП подряд — это и есть формальная рецессия. Сейчас уровень экономической активности откатился к показателям середины 2024 года, что свидетельствует о потере импульса роста.
«В структуре отраслей наиболее активный рост в середине II квартала показали инвестиционные отрасли с высоким весом в обрабатывающей промышленности, но к началу III квартала выпуск скорректировался вниз. Без их учета восходящий тренд 2023–2024 гг. в первом полугодии сменился стабилизацией выпуска на достигнутых уровнях. Это происходило на фоне торможения потребительской активности, несмотря на сохранение повышенных темпов роста трудовых доходов», — говорится в релизе. («Инвестиционные отрасли» — это приоритетные сектора экономики, ориентированные на выполнение правительственных задач, которые финансируются из бюджета.)