Человек, переживший травматический опыт, имеет два пути. Либо он проходит через депрессивность — чтобы принять, оплакать, отгоревать — свои боль, потерю, беспомощность и т.д. То есть, вернувшись «к истокам», полноценно прожить понимание, что он человек и, как все мы, «под богом ходит», — и так принять собственное несовершенство и стать психологически более зрелым, интегрированным.
Либо — второй путь — формирование «психических убежищ». Собственно, так называется знаменитая монография британского психоаналитика Джона Стайнера. Он приходит к выводу, что в особо тяжелых случаях человеческая психика формирует патологические защитные структуры, названные им убежищами (retreats). Они продуцируют состояния, которые защитят человека от описанных выше неприятных переживаний, не давая развиться депрессивности, и все это — ценой стагнации, игнорирования существенных аспектов реальности, а также собственного возвеличивания, гордыни (нездорового нарциссизма) и всевозможных умопостроений, основанных на компартментализациях, — и, таким образом, ценой расщепления, дезинтеграции, утраты гибкости и эмпатии.
В монографии Стайнер анализирует обслуживающие психические убежища защитные механизмы и сопутствующие им феномены и их проявление в аналитическом процессе (проективную идентификацию, нарциссизм, особые отношения с реальностью, перверсии и т.д.), а также, собственно, как их преодолевать, «расколдовывать».