Выставка в РОСИЗО (Петроверигский переулок), не могу сказать, что безумно смелая, нет, скорее даже академическая (к чему, вероятно, и стремились создатели и кураторы), — просто в сегодняшнем культурном контексте она смотрится многозначно. С одной стороны, да, ну вот были такие художники и сякие художники. Они всяко экспериментировали, и вот одной из площадок для таких экспериментов были их собственные квартиры, где они выставляли работы, проводили перформансы и так далее.
С другой стороны — понятно же, что делали они все это потому, что в обычные выставочные залы их просто не пускали, да они даже и не просились — знали, что не пустят. И также они знали, что в любой момент на выставку под открытым небом приедет бульдозер, милицейский «воронок», а в квартиру позвонит опять же наряд милиции.
И как ты ни прячь этот контекст, как ты ни обходи его — он тут.
Поэтому невольно возникают вопросы — а как нынешний официоз соотносится с тогдашним? И кто сегодня наследники этих смелых безбашенных ребят, есть ли они?
И вообще, возможна ли такая параллель?
Любимый мой зал (на эту выставку приходил два раза, вообще здешние выставки мне нравятся своей компактностью и продуманностью) — продолговатое, темное, как бы «проходное» пространство, посвященное «лианозовскому бараку» и картинам Оскара Рабина. Вот, собственно, на картинах сам барак, вот окно барака, вот дом на «открытке с адресом» — «СССР, Б. Черкизовская улица, д. 5, кв. 21, Рабин Оскар».