Комментарий · Политика

Управляемая конкуренция

Выборы-2025 сжались до участия в них парламентских партий

Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

Политолог Александр Кынев подвел для «Новой газеты» предварительные итоги единого дня голосования, которое состоится 14 сентября. Конкретные победители пока не названы, но результат электорального процесса уже понятен.

Выдвижение и регистрация кандидатов и партий

Итоги выдвижения и регистрации кандидатов и партийных списков на региональных и местных выборах, назначенных на 14.09.2025, подчеркивают сложившуюся тенденцию: дальнейшее сокращение политической конкуренции и уменьшение числа фактических игроков (участников выборов).

На выборах представительных органов власти вся основная конкуренция происходит между парламентскими партиями, в редких случаях дополненными другими партиями, которые имеют локальные льготы при регистрации кандидатов. Партии, не имеющие таких льгот, почти прекратили выдвижение своих кандидатов, так как шансы быть зарегистрированными по подписям избирателей стали крайне низкими. 

Фактически можно говорить о том, что регистрация по подписям стала почти невозможной (то есть возможной только для реально административных кандидатов).

На выборах губернаторов лишь в единичных случаях были попытки участия в выборах кандидатов, не согласованных с администрациями (Республика Коми, Камчатский край, Иркутская область), из них лишь в Иркутской области этот кандидат (бывший губернатор Сергей Левченко) был зарегистрирован. Как можно предположить, зарегистрирован Левченко был только за счет федеральных связей и федеральной поддержки. В большинстве регионов изначально выдвигалось лишь 4–5 предварительно согласованных кандидатов, они же и прошли через все барьеры. В большинстве регионов не согласованные с администрациями кандидаты выдвинуться даже и не пытались.

Можно констатировать, что осталось не так много регионов, где отделения партий способны вести независимую от местных администраций электоральную политику. 

Им приходится согласовывать не только списки кандидатов и распределение избирательных округов, но и сам ход своей избирательной кампании.

Реальная несогласованная конкуренция носит преимущественно «очаговый» характер. Она касается регионов с наиболее сложно устроенными элитами и сильными протестными настроениями, и смещена скорее на выборы представительных органов власти. Чаще всего конкуренция носит «частично согласованный» характер, когда политические партии, желая избежать санкций и репрессий, частично идут навстречу региональной власти в части выдвижения кандидатов и ведения агитации. Однако, несмотря на свое конструктивное поведение, они все равно остаются для администраций чужеродными: при первой же возможности власть ограничивает их политические и организационные возможности. Эти ограничения деятельности даже лояльной оппозиции носят скорее «превентивный характер» на случай неконтролируемого всплеска протестного голосования избирателей в пользу кого-либо из представителей оппозиции.

Наибольшую же остроту избирательным кампаниям придают внутриэлитные конфликты, которые обостряются в преддверии выборов в тех регионах, где еще сохраняется достаточная фрагментация. Особенность этих конфликтов в том, что элитные группировки — в отличие от гражданских активистов и демократических политиков — обладают достаточными финансовыми ресурсами, чтобы, например, обеспечить своим кандидатам сбор подписей избирателей. Кроме того, у них есть политико-административное влияние и связи, чтобы предостеречь избиркомы от принятия очевидно спорных решений. Однако не последнюю роль в таких конфликтах способны сыграть «силовики».

Выборы губернаторов

На губернаторских выборах в 20 регионах всего было выдвинуто 134 кандидата (6,7 на регион в среднем), из них зарегистрированы 95 (4,75 на регион в среднем). При этом в 10 регионах (половина) зарегистрированы все выдвинутые кандидаты. Уровень отсева между выдвинутыми и регистрированными при этом составляет лишь 29%, и его основную часть составляют три региона (Коми, а также Камчатский и Пермский края).

Эта картина является типовой для губернаторских выборов последних лет: число 4–5 кандидатов в бюллетене является традиционным. После 2018 года управляемость губернаторских выборов существенно повысилась и реально конкурентная кампания за 2019–2025 годы была только в одном регионе (Хакасии).

Отмечено четыре случая недопуска на выборы кандидатов парламентских партий: по два от КПРФ и «Справедливой России». КПРФ — это Олег Михайлов в Коми и Лариса Мухина в Ленинградской области. «Справедливая Россия» — это Вячеслав Лучников в Пермском крае и Владимир Дудин в Еврейской АО. При этом Дудин вообще не сдал документы на регистрацию. Отказ в регистрации Михайлова и Мухиной выглядит символичным: одновременно в этих регионах были без проблем зарегистрированы кандидаты партии «Коммунисты России», при очевидном почти отсутствии у данной партии муниципальных депутатов. Лучников в Пермском крае не является публично известной фигурой, но его активная поддержка темы СВО в агитационной кампании могла потенциально нести угрозу отъема им части голосов у действующего губернатора от «Единой России» Дмитрия Махонина.

Ранее рекордным было число отказов кандидатам от парламентских партий в 2019 и 2020 годах (по 6).

Сама процедура преодоления муниципального фильтра мало отличалась от предыдущих лет: административный сбор подписей максимального числа депутатов, которые затем распределяются между «нужными» кандидатами. 

«Нежелательного» кандидата почти всегда при этом можно заблокировать, просто предъявив «спаренные» подписи за одного из оппонентов, с более ранней формально проставленной датой.

Всего из 39 кандидатов, выбывших между выдвижением и регистрацией, большинство либо вообще не стали сдавать документы, либо сдали заведомо недостаточное количеств подписей. Единственный кандидат, сдавший достаточное количество подписей, но получивший отказ из-за «двойных» подписей, это Олег Михайлов в Республике Коми.

Олег Михайлов. Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Михайлов представил в том числе 173 листа поддержки кандидата, включая 42 листа поддержки кандидата с подписями депутатов представительных органов 15 муниципальных районов, муниципальных и городских округов. По данным комиссии, листы поддержки кандидата не прошиты, не пронумерованы, не заверены подписью кандидата; список лиц не прошит; есть неверно заполненные строки в первом финансовом отчете. Восемь подписей депутатов представительных органов муниципальных образований не зачтены в связи с установлением факта проставления подписей данных лиц в поддержку другого кандидата ранее по времени (в том числе сдавших заведомо недостаточное число подписей, что наводит на мысль, что эти кандидаты изначально выдвигались для «блокирования» части подписей). В итоге количество достоверных подписей было признано недостаточным для регистрации Михайлова кандидатом на должность главы Республики Коми.

Участие в выборах Олега Михайлова изначально сопровождалось скандалом. 8 июня, когда началось выдвижение кандидатов на выборы главы Республики Коми, Михайлов не смог сдать документы из-за искусственно созданной очереди: перед ним внезапно оказалось 18 никому не известных человек, якобы желавших начать процедуру выдвижения в губернаторы. При этом Михайлов был первым, кто зарегистрировался на сдачу документов. Только после возникновения скандала документы Михайлова были приняты в последующие дни.

В целом выборы глав регионов по системе муниципального фильтра отличаются редкой зарегулированностью: на них практически перестали выдвигаться «случайные люди», а лишь заранее согласованные.

Показательно, что в 10 регионах выдвигалось ровно столько кандидатов, сколько было зарегистрировано. Отхождения от магистрального сценария есть лишь в нескольких случаях: уже отмеченная Республика Коми (Олег Михайлов), Иркутская область (бывший губернатор Сергей Левченко был зарегистрирован, как многие считают, как элемент сложного политического торга между федеральными властями и КПРФ) и Камчатский край (отмена выдвижения Александры Новиковой от «Справедливой России»).

В свое время, в 2015 году, Сергей Левченко одержал победу на выборах губернатора Иркутской области благодаря тому фактору, что параллельно его собственной кампании в регионе шла массированная кампания против тогдашнего врио главы области Сергея Ерощенко, которую организовали ряд представителей местного бизнеса. В итоге, после избрания Левченко, крупный региональный предприниматель, бывший секретарь Иркутского РО партии «Единая Россия» и бывший первый заместитель губернатора Александр Битаров стал главой правительства области. На этот раз никакой подобной параллельной кампании нет. Предполагалось, что проблемой для губернатора Игоря Кобзева могут стать сложные отношения с энергетиками, но, по данным СМИ, к настоящему времени они публично урегулированы. Шансом Левченко могут быть только некие форс-мажорные обстоятельства, которые спровоцируют рост протестного голосования в условиях почти абсолютной известности Левченко в регионе.

Сергей Левченко. Фото: Википедия

Интересный случай произошел в Камчатском крае: федеральное руководство «Справедливой России» отозвало свое согласие на выдвижение избранной депутатом ЗС от КПРФ журналистки Александры Новиковой. Перед этим депутат Законодательного собрания Камчатского края Александра Новикова перешла в партию «Справедливая Россия — За правду» в мае 2025-го. Это подтвердил в интервью изданию «Ведомости» лидер партии Сергей Миронов. Решение о приеме Новиковой в партию принято на заседании президиума Центрального совета. Миронов отметил ее «принципиальную позицию и стремление решать проблемы граждан». В январе 2024-го Новикову оштрафовали на 30 тысяч рублей за дискредитацию Вооруженных сил РФ и губернатора края за репост записи из telegram-канала, который, предположительно, принадлежит Ксении Собчак. В видеоролике человек в балаклаве назвал себя бойцом с Камчатки и рассказал о якобы бедственной ситуации в региональном батальоне. Позже в правительстве заявили, что личность мужчины установлена, и он, действительно, находится в зоне СВО. Власти даже планировали связаться с бойцом и уточнить информацию. После репоста на журналистку составили протокол по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ (публичные действия, направленные на дискредитацию использования ВС РФ). Сама Новикова заявила, что дело считает несправедливым. «Репост был, действительно, сделан на моих ресурсах, но не доказано, что его сделала я, — есть еще несколько человек-администраторов. Претензий к каналу-первоисточнику нет — я с ними связывалась. Я — жена мобилизованного, была в первой десятке женщин, чьих мужей мобилизовали. Летала с правительством в зону СВО», — рассказывала Новикова журналисту «АиФ-Камчатка».

«Известие [об отмене согласования] настигло меня практически на пороге избирательной комиссии, когда полный пакет документов был готов. Первой реакцией было непонимание, отторжение, обида. 

Но руководители партии объяснили мне, что это единственный способ уберечь меня от крупных неприятностей», — сообщила Новикова в своем телеграм-канале, и показала копии решений президиума ЦС от 17 (об утверждении) и 20 июня (об отзыве кандидатуры).

Александра Новикова. Фото: chaspik41.ru

Параллельно КПРФ отказалась от выдвижения кандидата на выборы главы Чувашии. Публично это объяснили «близостью позиций» главы региона Олега Николаева (член «Справедливой России») и коммунистов. В Костромской области КПРФ не стала выдвигать в губернаторы исторического лидера организации хорошо известного Валерия Ижицкого, вместо этого выдвинув малоизвестного Сергея Шпотина.

В целом в 19 регионах из 20 действующий глава региона выдвигается от «Единой России», и только в Чувашии губернатор Олег Николаев идет на второй срок как самовыдвиженец (ранее он был депутатом Госдумы РФ от «Справедливой России»).

КПРФ выдвигала 19 кандидатов (зарегистрировано 17), ЛДПР — 19 в 18 регионах (в Свердловской области кандидата пришлось выдвигать два раза). «Справедливая Россия» выдвигала 17 кандидатов (зарегистрировано 15). Постепенно начинают активно участвовать в выборах губернаторов «Новые люди» (ранее практически не выдвигали кандидатов в губернаторы — у них 7 кандидатов.

Выборы депутатов заксобраний по партийным спискам

В 2020 году на выборах заксобраний в этих же 11 регионах было выдвинуто 125 списков (11,4 на регион), зарегистрировано 93 (8,45 на регион). Это были лучшие показатели периода 2016–2020 годов, приближенные к уровню 2015 года. На этот раз выдвинуто лишь 74 списка (6,72 на регион в среднем), а зарегистрирован 71 (6,45 на регион в среднем).

Таким образом, партийная активность за пять лет резко снизилась параллельно общему сокращению числа партий (о чем шла речь в прошлом докладе: тогда была попытка управляемо «освежить» партийную систему, сейчас речь скорее о ее временной консервации и ликвидации «лишних» и распыляющих голоса партий, для чего нужно лишь следовать жесткой редакции закона и не давать партиям поблажек).

Новый рост уровня формальной конкуренции на выборах сентября 2020, как представляется, был вызван рядом факторов, среди которых:

  • активное участие в выборах 13.09.2020 новых партий, зарегистрированных весной 2020 года, и их попытки добиться «истории успеха» и права регистрации списка в Госдуму без сбора подписей (8 списков от партии «За правду», 6 списков от партии «Новые люди», 4 списка от Партии прямой демократии и 2 списка от партии «Зеленая альтернатива», итого 20 списков из 125 — почти одна шестая);
  • приближение выборов Государственной думы 2021 года и стремление не только новых, но и иных сохранивших юридический статус политических партий напомнить о своем существовании, укрепить региональную сеть и, возможно, получить льготу при регистрации;
  • стремление федерального центра в условиях роста протестных настроений по возможности стимулировать усиление распыления протестных голосов.

Сейчас же задачи у системы совершенно иные:

  • не допустить новой политической активизации граждан (новые проекты увеличивают непредсказуемость, могут вызвать рост интереса к политической жизни). Участие в выборах новых политических проектов может привлечь на выборы новые группы избирателей, а значит, понизить итоговый процент партии власти в условиях стабильной численности административно зависимого и конформистски настроенного электората;
  • при общем сокращении числа голосов на партии парламентской оппозиции помочь действующим партиям парламентской оппозиции сохранить место в политической системе, избежать новых системных перекосов.

Уровень отсева между выдвижением и регистрацией формально крайне низкий 4% (отсев между выдвинутыми и зарегистрированными партийными списками на выборах депутатов ЗС в 2020 году составил 25,7%). Однако это лишь следствие того, что партии, которым необходимо собирать подписи, почти прекратили участие в выборах.

В 2020 году в этих 11 регионах партии пытались зарегистрировать по подписям 71 список. Были зарегистрированы 39 из них (т.е. выбыло 45%). Сдали документы на регистрацию и получили отказ 13. Еще 19 списков либо вовсе не сдали документы на регистрацию, либо получили отказ в заверении. Зарегистрированы тогда были в основном списки новых партий — «Новые люди», «За правду», «Зеленая альтернатива».

На этот раз подписи собирали изначально всего шесть списков (в 8,5 раза меньше), из них два выбыли, не сдав подписи («Родина» в Калужской и Костромской областях), сдали подписи и были по ним зарегистрированы всего три списка (Партия пенсионеров в Калужской области, РЭП «Зеленые» в Рязанской и «Коммунисты России» в Белгородской). Неясной остается судьба Партии социальной защиты в Костромской области.

Похожая картина была год назад: отсев минимальный (3%), но среди партий, не имеющих льготы, отсев тогда составил 50%. Отсев на выборах в 2012 году составлял 2,4%, в 2013 году — 10,5%, в 2014-м резко вырос до 22,03%, достигнув пика в 2015-м в 39% (прежний рекорд, 34%, был установлен на выборах 2 декабря 2007 года). Затем, в 2016 году отсев составил 27,1%, в 2017-м — 21%, в 2018-м — 26%, 2019 году — 30%.

Льготу при регистрации (освобождение от сбора подписей) на всех выборах депутатов региональных парламентов-2025 имеют пять партий, представленные в Государственной думе РФ («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», «Новые люди»), также могли бы иметь и иные партии, набравшие на последних выборах Госдумы РФ более 3% голосов. Но таких нет.

Кроме того, в отдельных регионах льготу при регистрации на выборах региональных парламентов дополнительно имеют следующие партии:

  • набравшие не менее 3% голосов на последних аналогичных выборах;
  • списки которых по результатам последних выборов в представительные органы муниципальных образований данного региона были допущены к распределению депутатских мандатов хотя бы в одном случае;
  • списки которых на последних выборах в представительные органы муниципальных образований данного региона в сумме получили не менее 0,5% от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории региона.

По итогам выдвижения и регистрации самые конкурентные кампании по партийным спискам — в Республике Коми и Костромской области (по 9 списков), за ними идут Новосибирская и Рязанская области (по 8). Меньше всего списков на Ямале (4) и в Магаданской области (5).

Единственный значимый скандал при регистрации списков произошел в Костромской области с регистрацией списка Партии социальной защиты (ее возглавляет популярный в регионе депутат Костромской областной думы предприниматель Владимир Михайлов, ранее сменивший множество партий, от «Единой России» до «Яблока»). В случае прохождения в Костромскую облдуму партия могла бы получить льготу для участия в выборах депутатов Госдумы РФ.

Владимир Михайлов. Фото: michailov.info

Первоначально 27 июня списку ПСЗ отказали в заверении. В частности, высказали претензии, что в бюллетене на конференции была указана «Парфенова Наталья Витальевна», а в представленных документах «Парфенова Наталия Витальевна». По мнению комиссии, указанные обстоятельства свидетельствуют о проведении тайного голосования по выдвижению иного списка кандидатов, отличающегося от списка, представленного в избирательную комиссию. Список заверили со второй попытки 4 июля.

Когда после этого партия собрала подписи и сдала их в избирком, ей уже отказали в регистрации постановлением от 28 июля. Основанием стало то, что, по данным комиссии, выдвинутые в списке Кочкина Анна Владимировна и Иванова Светлана Александровна являются членами партии «Единая Россия» и подлежат исключению из списка кандидатов. Также, по данным комиссии, в Конференции РО партии 2 июля 2025 года принимали участие 17 человек, не оформивших выход из «Единой России». Это повлекло неправомочность указанных Общих собраний местных отделений политической партии в Костромской области, а следовательно, и всей конференции.

Костромской областной суд 5 августа частично удовлетворил иск Партии социальной защиты, обязав областную избирательную комиссию зарегистрировать список партии на выборах в Костромскую областную думу. Представители ПСЗ доказывали в суде, что участники собраний по выдвижению делегатов на конференцию давно вышли из партии власти и утратили с ней связь. Чтобы это проверить, суд привлек «Единую Россию» к участию в процессе в качестве третьего лица и даже запросил у нее документы, подтверждающие связь упомянутых делегатов с партией.

При этом по аналогичному делу о снятии с выборов двух кандидатов партии по одномандатным округам (Владимира Михайлова и Максима Постникова) другой судья того же Костромского областного суда встал на сторону облизбиркома и в восстановлении кандидатам отказал. В настоящее время оба дела, по списку и одномандатникам, рассматриваются в апелляционной инстанции.

Из пяти парламентских партий четыре («ЕР», КПРФ, «СР» и ЛДПР) выдвинули списки во всех 11 регионах. «Новые люди» — в девяти (не стали выдвигать в Белгородской области и ЯНАО; в Белгородской в 2020 году списку партии отказали в регистрации и с тех пор заметной деятельности в регионе не заметно, в ЯНАО нет региональной организации вообще).

Далее по активности идут Партия пенсионеров (восемь списков: Коми, Белгородская, Калужская, Костромская, Курганская, Новосибирская, Рязанская, Челябинская области), «Родина» (три списка: Коми, Воронежская, Новосибирская области), «Коммунисты России» (два списка: Коми и Рязанская область). Столь низкая активность «Коммунистов России» на региональных выборах для КПРФ является скорее хорошим знаком.

Выборы депутатов горсобраний по партспискам

На выборах 15 горсоветов административных центров регионов с применением пропорциональной системы был выдвинут 101 список (6,73 на город), зарегистрирован 91 (6,06 на город в среднем).

В 2020 году в 14 городах было выдвинуто 116 списков (8,28 на город в среднем), зарегистрировано 99 (7,07 в среднем на город). По сравнению с 2020 годом из списка городов с партсписками на выборах-2025 выбыл Сыктывкар, добавились Ставрополь (из-за досрочных выборов) и Махачкала (переход к прямым выборам вместо косвенных двухступенчатых через районные собрания).

Однако, хотя выборов по партспискам за пять лет стало на один региональный центр больше, списков даже в абсолютных цифрах стало меньше. Таким образом, типовой сценарий в 2025 году на данных выборах: парламентские партии, плюс один список от всех остальных партий. В теории, сокращение числа партий в бюллетене должно снизить разбиение голосов и увеличить шансы парламентских партий на попадание в горсоветы.

Отсев между выдвижением и регистрацией в 2020 году составил 14,7%, в 2025-м — 10%.

Как и на выборах законодательных собраний, все списки, имевшие льготу при регистрации, и сдавшие документы были зарегистрированы.

Фото: Евгений Павленко / Коммерсантъ

Согласно действующему законодательству, льготу при регистрации в виде освобождения от сбора подписей на всех выборах представительных органов муниципальных образований имеют пять партий, представленных в Государственной думе РФ по пропорциональной системе и получившие не менее 3% на последних выборах Госдумы РФ («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», «Новые люди»). Кроме того, в отдельных муниципальных образованиях льготу на выборах имеют две категории партий:

  • партии, допущенные к распределению мандатов или получившие не менее 3% голосов избирателей на последних выборах в парламент данного региона;
  • партии, которые на последних выборах в представительный орган данного муниципального образования провели хотя бы одного депутата (не важно — по списку или по мажоритарному округу, и не важно, на основных или дополнительных выборах). На выборах депутатов представительного органа поселения, входящего в муниципальный район, льготу имеют также партии, если кандидат, выдвинутый политической партией и избранный депутатом представительного органа хотя бы одного поселения, входящего в этот муниципальный район, избран из состава данного представительного органа поселения депутатом представительного органа этого муниципального района.

Всего из 101 списка льготников было 85 (84%), должны были собирать подписи 16. Из них восемь вообще не сдали подписи, один список получил отказ по итогам проверки подписей («Яблоко» в Иванове) и были зарегистрированы семь (из этих семи пять — в Чебоксары), то есть менее половины собиравших подписи.

Именно в Чебоксарах сейчас самая высокая конкуренция (зарегистрированы все 11 списков, кстати, в 2020 году здесь в бюллетене тоже было 11 списков). Семь списков зарегистрировано в Калуге, во всех остальных городах от пяти до шести.

Пять парламентских партий представлены на выборах во все 15 горсоветов. За ними идет Российская партия пенсионеров (четыре города — Чебоксары, Калуга, Орел, Смоленск)

Регистрация кандидатов по важным мажоритарным округам

Ситуация с выдвижением и регистрацией кандидатов по мажоритарным округам также показывает доминирование кандидатов от партий со льготами при регистрации и вымывание самовыдвиженцев и кандидатов от партий без льгот.

На выборах заксобраний на парламентские партии приходится 1049 из 1239 зарегистрированных кандидатов по мажоритарным округам, или 84,7%, самовыдвиженцев зарегистрировано 1,13% от всех кандидатов по округам. На выборах по мажоритарной части городских советов региональных центров на парламентские партии приходится 3214 из 3782 зарегистрированных кандидата по округам, или 84,98%. Самовыдвиженцев зарегистрировано всего 3,5% от всех кандидатов по округам (здесь картина чуть лучше, чем в ЗС, так как сами округа меньше по размеру и нужно меньше подписей).

Доля отсева между выдвинутыми и зарегистрированными на выборах в ЗС по округам составляет в целом лишь 4% (среди самовыдвиженцев 58%), на выборах горсоветов административных центров регионов доля отсева между выдвинутыми и зарегистрированными в целом 6% (среди независимых 53%). 

Эти цифры говорят о том, что политически активные граждане, не входящие в парламентские партии, все чаще либо избегают политики и выборов (видимо, полагая, что участвовать в выборах им все равно не дадут),

либо изначально поражаются в правах (к запрету на участие в выборах ведут дела по антиэкстремистскому законодательству, статус «иностранного агента» и т.д.).

На выборах заксобраний самая высокая конкуренция — в мажоритарных округах в Республике Коми и Челябинской области, самая низкая — в Магаданской и Белгородской областях. На выборах горсоветов самая высокая конкуренция по округам — в Сыктывкаре и Чебоксарах, самая низкая — в Магадане.

Лидерство парламентских партий по числу кандидатов, очевидно, при этом при выдвижении по округам в горсоветы административных центров КПРФ опустилась по числу кандидатов на 5-е место. Второй (и на выборах ЗС, и на выборах горсоветов) идет ЛДПР.

На выборах и в ЗС, и в горсоветы на 6-м месте с большим отрывом от парламентских партий по числу кандидатов идет Российская партия пенсионеров, на выборах ЗС на 7-м месте «Родина», на выборах горсоветов — «Коммунисты России». Все иные партии существенно меньше.