— Я бы не сказал, что у него песни про войну, — говорит мужчина лет тридцати в худи, сидящий на асфальте с колонкой, из которой играют песни Цоя. — Конечно, да, навевает военные дела та же «Кукушка». Но знаете, тут такое дело, каждый видит в песнях то, что хочет.
— А что «Кукушка» для вас значит?
— Хм. Никогда не задумывался… — протягивает мужчина. — Она про что угодно, но только не про войну.
15 августа Стена Цоя выглядит иначе, чем обычно: люди пишут новые надписи, стоят букеты цветов, рядом — свечи, горка сигарет и рисунки с Цоем. Собралось несколько сотен людей самых разных возрастов, вокруг бегает мальчик лет пяти с зеленым ирокезом. На стене я вижу как минимум три пацифистских символа, один из них гласит: «Цой жив! Peace & Love!».
Рядом стоят три автозака, периодически проходят омоновцы и туристическая полиция. Ровно 35 лет назад музыкант погиб в автокатастрофе.
К стене пришли уличные музыканты: две группы с профессиональным оборудованием и несколько отдельных гитаристов. Они играют вразнобой, периодически перебивая друг друга. У одного конца стены можно послушать одну песню, у другого — другую. Люди массово подпевают и снимают выступающих на камеру.
Мужчина в худи, к которому я подошел, сидит у подножия стены вместе со своей девушкой. Песни в их колонке тоже перебивают живое исполнение.
— Для меня музыка Цоя — это общение поколений, — говорит мой собеседник. — Его песни более чем актуальны. Каждая песня актуальна. Сюда приходит и старшее поколение, и младшее поколение, и так далее, и так далее… И это будет длиться очень долгое-долгое время.