Сюжеты · Общество

Благословясь, сыграем в имена

Управделами Московской патриархии указал на новый «конфликт смыслов» в рамках СВО. Топонимический

Александр Солдатов, обозреватель «Новой газеты»

Декоммунизация в Днепре. Фото: соцсети

Пока патриарх Кирилл находится в плановом летнем отпуске, РПЦ в публичном пространстве представляет управляющий делами Московской патриархии, 50-летний митрополит Григорий (Петров) — аппаратный администратор, ранее не отмеченный какими-либо яркими заявлениями. Но именно ему суждено было нарушить плавное течение церковных каникул. 

В эфире государственного телеканала «Россия 24» 10 августа митрополит призвал восстановить исторические топонимы в новых регионах РФ, то есть в зоне проведения СВО. По словам иерарха, во времена СССР городам и улицам часто давали имена людей, которые «не желали России блага». 

В нынешних реалиях эти слова звучат не просто как возврат к топонимической повестке 1990–1991 годов. Поскольку именно СВО вернула на «земли Новороссии» советские названия и символы, которые были заменены в процессе украинской декоммунизации, слова Григория звучат как фронда, как отрицание тех «смыслов», которые несет на Донбасс и северное Причерноморье «русский мир» под красным флагом. Осмелился бы управделами патриархии заявить такую позицию без ведома своего шефа? Едва ли. 

За годы своего патриаршества (с 2009 года) Кирилл сменил пятерых руководителей ключевого ведомства РПЦ — Управления делами Московской патриархии, причем четверых из них — за последние шесть лет. Управделами патриархии является секретарем синода и курирует взаимодействие церковного центра с епархиями. Нынешний управделами Московской патриархии митрополит Воскресенский Григорий (Петров) родился в 1974 году в Ярославской области, окончил Ярославский университет и Московскую духовную академию. Стал священником в Пермской епархии, где занимал ряд административных и преподавательских должностей. В 2010 году переехал в Москву, работал в синодальном отделе по тюремному служению РПЦ и в административном секретариате патриархии. С 2014 года — епископ Троицкий и Южноуральский, с 2019-го — митрополит Челябинский и Миасский, в 2021 году переведен на пост главы Кубанской митрополии в Краснодар. Активно выступал в поддержку СВО, заверяя, что с Божьей помощью РФ одержит победу, а вернувшиеся из зоны боевых действий ветераны передадут свой опыт молодежи. 11 октября 2023 года назначен управделами патриархии, в апреле нынешнего года получил от Владимира Путина медаль ордена «За заслуги перед Отечеством».

Номинально митрополит Григорий следовал обозначенной Путиным пропагандистской линии о том, что «Украину создал Ленин». Донбасс и юго-восток Украины, уверяет иерарх, «благодаря политике коммунистов оказались за границей». И, конечно, странно, что «возвращение России» на эти территории возвращает туда имена и образы этих коммунистов в виде названий городов и улиц, в виде новеньких памятников тому же Ленину. 

Современному «русскому миру», очевидно, нечего предложить выжившим жителям «освобожденных» территорий в качестве символов их новой государственной идентичности, кроме старых советских названий и образов.

А ведь тот же Владимир Путин в своем телеобращении 21 февраля 2022 года дал понять, что одной из задач готовившейся операции была «защита церкви» (имелись в виду, конечно, структуры Московского патриархата в Украине). 

По мере развития СВО пропаганда, в том числе церковная, нагружала ее все новыми «сакральными смыслами». Дмитрий Медведев писал, что цель спецоперации — уже не демилитаризация: «Наша цель — остановить верховного властелина ада, какое бы имя он ни использовал — Сатана, Люцифер или иблис». Конечно, иерархи РПЦ не могли не принять такую подачу, и Медведеву охотно вторил председатель «военного» отдела патриархии митрополит Кирилл (Покровский): «На Украине сегодня действительно идет война с нацизмом, с сатанизмом, с антихристом». 

Митрополит Григорий. Фото: соцсети

Но это риторика — посмотрим на факты. В контексте призыва митрополита Григория — на топонимические. После принятия в 2015 году пакета законов о декоммунизации в Украине прошла масштабная кампания по возвращению исторических географических названий, либо по их замене на связанные с историей и святынями украинского народа. Ключевым в этом пакете стал закон «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и о запрете пропаганды их символики». (Кстати, ревнителям «денацификации» Украины неплохо бы почитать текст этого закона и посмотреть на практику его исполнения.) 

Еще при правлении Януковича, в начале декабря 2013 года, участники Евромайдана в Киеве свергли с пьедестала памятник Ленину напротив Бессарабского рынка. Это стало импульсом кампании «ленинопада», охватившей сотни населенных пунктов Украины. За три с половиной года в стране было демонтировано более 1300 памятников «основателю Украины» по версии Путина. 

Стоит ли удивляться, что на подконтрольных РФ территориях Крыма, Донбасса, Запорожской и Херсонской областей памятники этому «основателю» тщательно реставрируются, а в некоторых местах (например, Мелитополе, Геническе, Новой Каховке, Старобельске, Лисичанске, Мариуполе и много где еще) устанавливаются заново. Очевидно, это

систематическая «политика памяти», которую проводят новые власти на «новых территориях». «Основатель Украины» становится для них, пожалуй, главным символом «возвращения России». Парадоксально, но факт!

Фото: соцсети

Практики украинской декоммунизации коснулись не только Ленина и его соратников. Украина вернула множеству населенных пунктов и улиц их церковные, православные названия. Однако после перехода этих мест под контроль России православные названия были отменены и заменены на коммунистические. 

Самые яркие примеры — поселок Никольский под Мариуполем, которому власти «ДНР» вернули название Володарский (в честь убитого эсером большевика-бундовца Моисея Володарского), или находящийся в полуокружении город Покровск, который российские источники продолжают именовать Красноармейском. Характерные примеры такого рода на подконтрольной Украине территории: Благовещенский (бывший Ульяновский) район Кировоградской области, Соборный (бывший Октябрьский) район города Днепра, Вознесенский (бывший Орджоникидзевский) район Запорожья или Покровский (бывший Октябрьский) район Кривого Рога.

Вскоре после провозглашения включения райцентра Михайловка Запорожской области в состав РФ, в декабре 2022 года местная администрация издала распоряжение за № 64 о возвращении улицам поселка и сел Михайловского района имен «героев, людей, достойных, чтобы гордились их подвигами». 

Человеком недостойным был признан святитель Николай, Мирликийский чудотворец, один из самых почитаемых в России и Украине святых. Зато героями, чьи имена вернулись на улицы района, стали все тот же Ленин, Дзержинский, Маркс, Энгельс, Киров, Калинин, Свердлов и Воровский. Свято-Покровскую улицу Михайловки переименовали в «50 лет советской власти», а Свято-Никольскую — в «Красноармейца Грязнова». Через пару месяцев администрация, впрочем, одумалась и, проведя интернет-опрос жителей, вернула улицам часть несоветских названий. 

В более крупном центре подконтрольной России части Запорожской области — Мелитополе — был создан особый «общественный совет» для рассмотрения вопросов переименований. Первым делом он увековечил память генерала НКВД Павла Судоплатова , который родился в Мелитополе в 1907 году и прославился, в частности, убийством лидеров украинского антисоветского подполья Евгена Коновальца и Романа Шухевича, предстоятеля Закарпатской греко-католической церкви епископа Георгия Теодора Ромжи и организацией убийства Льва Троцкого. В центре города теперь красуется памятник Судоплатову. 

В Мелитополе также появились улицы Дарьи Дугиной, Росгвардии и Александра Захарченко.

Мелитополь. Фото: соцсети

Остальные переименования предлагалось провести «по михайловской модели»: Соборную площадь — в площадь Революции; Покровскую улицу — в Луначарского, Петропавловскую — в Урицкого, Украинскую — в Советскую, а Гетманскую — в Ленина. Достоверно неизвестно, какая часть плана была реализована: одно время актуальные названия улиц вообще исчезли из адресов российских учреждений в Мелитополе , а затем перестал открываться и сам сайт администрации. Российский сервис «Яндекс.Карты» до сих пор приводит украинские названия мелитопольских топонимов.

…Руководство РПЦ, которое уже не первый раз озаботилось поиском постоянно ускользающих «смыслов СВО», нащупало, пожалуй, главную идеологическую проблему нынешней экспансии «русского мира». Поскольку РФ в строгом смысле слова не является национальным государством с развитым гражданским обществом, она не способна предложить собственно национальный проект. За его отсутствием дело ограничивается механической ретрансляцией советских образов/архетипов, которые как бы «воспроизводят» империю, которую мы потеряли, на последнем — советском — витке ее исторического развития. 

Найдется ли в этой символической конструкции достойное место РПЦ — большой вопрос. Если судить по переименованиям, она вообще не приглашена на этот праздник «новой жизни». И демарш митрополита Григория — признак серьезного беспокойства патриархийного руководства по этому поводу.