Волна Бутусова
Памяти русского режиссера
Юра.
Юрий Николаевич.
Бутусов.
Он словно сам поставил свой финал. Непредсказуемый, но так похожий на все, чему был посвящен его театр.
Если правда, что его унесла в море волна, если правда, что он вошёл в бурную воду и не смог вернуться, похоже: есть предначертанность.
Не будет новой работы в Норвегии, не будет жизни с двумя детьми и женой в европейских пейзажах. Работы по четким правилам, где никто не признает двенадцать часов репетиций, катастроф сознания и тщету финальных триумфов.
…Яростный. Не способный договариваться ни о чем. Бунтарский, хрупкий и непримиримый. Он и сам нес в себе эти начала — ярость, нежность, непримиримость. Поэзию бытия. И его тяжесть. Смех и плач. Одиночество. Отчаяние. И трагическую непритертость к норме.
Как же много любви его окружало в России. Как же несправедлив — совсем по законам его режиссуры — финал. И как страшно видеть мощь настоящего Театра: он пишет судьбу и управляет стихией, он ставит биографию, исходя из всей логики предшествующей «пьесы».
Но! Бутусов поставил «Чайку», «Лира», «Гамлета», «Пер-Гюнта», «Войцека», «Сны осенью», «Сына»… И еще — холмы и горы мощнейшего сценического текста. Который до конца останется с теми, кто был его свидетелем.
Юрий Бутусов, грандиозный русский режиссёр, — жертва подлого времени.
И нам не оплакать его — как и всех погибших…
Марина Токарева