«Какими должны быть мальчики и девочки»
Надо начать с психологических особенностей возраста, на который направлена программа. Что мы знаем о подростках 11–15 лет?
У детей в этом возрасте активно развивается абстрактное и логическое мышление, они способны к самостоятельному анализу норм, правил, взглядов окружающих. Более того, «задача» этого возраста — научиться такой анализ проводить.
У подростков появляется интерес к моральным дилеммам, к вопросам справедливости и смысла жизни. Уже очевидна хорошая способность к саморефлексии. В этом возрасте важно продолжать сопровождать ребенка в его переосмыслении реальности. Эмоции становятся более глубокими и контрастными, дети очень чувствительны к оценочным суждениям со стороны сверстников и взрослых. Самооценка и самоощущение очень зависит от внешнего отношения. Это возраст уязвимости к исключенности и к внутренней стигматизации. Любой подросток 11–15 лет живет в условиях самокритики, тревожности, агрессии, подавления своих эмоций.
Самой важной социальной группой становятся сверстники. И здесь важно помнить про риск травли с их стороны. Появляется потребность в границах, личном пространстве. Встает вопрос «кто я?». Это время формирования идентичностей. В том числе актуальным становится самоощущение в области сексуальности, гендерных ролей и моральных ориентиров. Это возраст исследования себя, понимания себя.
Поэтому при работе с детьми такого возраста крайне важен диалог, а не навязывание «правильного» или «неправильного».