Тятя, тятя, наши сети превратились в мертвеца
С 2006 года армянские электросети находились под контролем российской энергетической группы «Интер РАО ЕЭС». Видимо, тогда предполагалось, что присутствие мощного международного отраслевого игрока должно было стать панацеей. Но компания быстро угодила в классическую ловушку регулируемых монополий.
Правительство Армении как регулятор оказалось в двойных тисках. С одной стороны, любое существенное повышение тарифов грозило протестами и электоральными потерями. С другой — российский гигант, формально частный собственник, требовал хоть какой-то экономической целесообразности при ведении своей деятельности. Но без взаимного доверия, необходимого для того, чтобы найти эффективные решения, устраивающие обе стороны, ситуация в компании только ухудшалась.
В результате к 2014 году компания оказалась в крайне плачевном состоянии. Вот только некоторые показатели из отчетности компании за последние два года, предшествующие приходу Самвела Карапетяна. Разница между регулируемой выручкой и регулируемыми же затратами на покупку и передачу энергии (назовем это для простоты «тарифной подушкой») составляла всего 23% от выручки. Это крайне низкий показатель. В здоровой компании такой скорее должна быть рентабельность по EBITDA (отношение прибыли до вычета налогов на прибыль, процентных платежей по долгу и амортизации), падение которой ниже 15–20% обычно заставляет инвесторов грустить. В ЭСА же рентабельность по EBITDA в 2013 году стремилась к 0.
Чистые же убытки компании достигли 9,9 млрд драмов в 2013 г. и 10,7 млрд в 2014 г. Проблема была настолько острой, что тогдашнее руководство компании даже отразило ее в своем обращении в годовом отчете за 2014 год: