Президент Владимир Путин сегодня подписал ранее принятый Госдумой в трех чтениях, а затем в Совете Федерации подавляющим большинством голосов закон о штрафах за поиск в сети экстремистского контента.
Накануне принятия механизм работы закона несколько раз и не очень внятно объяснял министр связи Максут Шадаев.
Объяснения сводились к тому, что новые правила «якобы не повлияют на обычных пользователей», и «если пользователь не знал о том, что материал экстремистский», «никакой ответственности» не предусмотрено.
«Заведомо экстремистские материалы» государство записывает в реестр экстремистских материалов, в котором 5,5 тысяч объектов — текстов, аудио и видеосюжетов. Заранее учить наизусть состав реестра, а также следить каким-то образом за его пополнением пользователи не обязаны, уверял Путина Шадаев.
Но как закон будет работать в действительности — нам еще предстоит увидеть. Например, правозащитники предполагали, что, кроме объектов из реестра «запрещенки», под закон подпадают все материалы, «оправдывающие экстремистскую деятельность», а также «разжигающие рознь», что очень расширяет базу для репрессий.
Законопроект вызвал множество критики, как только о нем стало известно. Тревогу забили правозащитники, обнаружив планы по штрафам не за изготовление и не за распространение противоправного контента, а за потребление — потенциально, в зоне риска находятся все россияне.
Причем эти поправки в КоАП предложили в качестве дополнений к абсолютно постороннему закону — об экспедиторской деятельности, что было весьма подозрительно.
Однако закон в итоге был принят без правок.
Депутаты ограничились комментариями, что силовики будут исследовать, что искал пользователь, только у людей, которые «и так на карандаше». А чиновники уверяли, что закон поможет оградить от тотальной блокировки крупные западные платформы.
Данные, которые пользователь искал в сети, будут обязаны предоставлять операторы связи и крупные платформы по запросу силовиков. У владельца устройства, как и раньше, могут попросить добровольно выдать к нему доступ — например, при пересечении российской границы.
Кроме штрафов за поиск заведомо экстремистского контента от 3 до 5 тысяч рублей, закон накладывает большие штрафы за рекламу сервисов VPN, а также за передачу абонентских номеров третьим лицам.
Вчера в реестр запрещенных материалов были добавлены посмертные мемуары Алексея Навального «Патриот», изданные на русском языке. С 1 сентября даже «гуглить» информацию о книге в интернете будет наказываться штрафом.