В субботу посетителей на выставке крайне мало. Многие в социальных сетях жалуются, что билет слишком дорогой (900 рублей), а сама выставка недостаточно большая и полномасштабная — так что с невероятным успехом «Передвижников» сравнить ее оказалось трудно.
И все-таки положительные отличия между ними тоже есть: на «Передвижниках» преимущественно были выставлены картины из основного здания Третьяковской галереи — то есть выставка была, скорее, переосмыслением наследия передвижников, а не открытием редких и малоизвестных картин для московской публики. А вот для выставки Александра Дейнеки буквально перевезли в Москву чуть ли не всю Курскую картинную галерею, создав таким образом перекличку между работами из курской и московской коллекций.
Более камерные работы художника составляют основу экспозиции и прекрасно дополняются масштабными полотнами Третьяковки. Дейнека оказывается не только мастером соцреализма, но и искренним художником, картины которого полны радости жизни и свободы.
Надо сказать, что первые нисколько не уступают вторым: Дейнека активно участвовал в культурной жизни Курска, передавал значительную часть работ галерее, которая теперь носит его имя, а также участвовал в организации выставок и популяризации искусства среди курян.
История Курской галереи вообще началась с того, что Дейнека передал только что основанному музею две картины, «Пионер» и «Футболист», — обе написаны в начале творческого пути, когда Дейнека только перешел от графики к живописи. «Пионер» — полотно очень легкое, мечтательное и практически обезличенное, как и многие картины Дейнеки. Художник не писал конкретных людей, он изображал собирательный образ, идею, которую он хотел донести. Вот и здесь — образ пионера, мечтающего о модной тогда авиации. Об авиации мечтал и сам художник, поэтому самолетам уделена значительная часть выставки. И рядом, например, картина «Будущие летчики» — ответ Третьяковки «Пионеру».