Сюжеты · Культура

Город, которому не спиться

Трезвый взгляд на винный фестиваль в Ереване

Фото: Диана Гарибян

С 6 по 8 июня прошли «Винные дни Еревана» — ежегодный фестиваль вина в столице Армении. Официально он проходил на трех центральных улицах, но фактически захватил весь город. Мы пошли смотреть, что происходит с малопьющим Ереваном в это время и как так вышло, что винный фестиваль стал любимым детским праздником. 

Писать о том, как люди пьют, конечно, странно, но это одно из главных культурных мероприятий Еревана, поэтому надо все внимательно посмотреть и развеселиться. Фестиваль существует с 2017 года. По данным «Википедии», в первый год в мероприятии участвовало всего 25 виноделен, а сейчас уже 100. По статистике организаторов, в этот раз за три дня на фестивале побывало 134 500 туристов, 303 000 посетителей, было выпито 17 млн бокалов и 92 тысячи бутылок. То есть в среднем каждый посетитель выпил 56 бокалов; если считать, что число туристов включено в количество посетителей, — умереть же! Посмотрела в новостях, есть ли ужасные последствия. Из трагического: пожилая женщина утонула в Раздане. Надеюсь, этот несчастный случай —просто совпадение. 

Удивительная математика, но не будем ее демонизировать. Все-таки фестиваль — это большое туристическое, экономическое и культурное событие. Культуры, впрочем, маловато. Технология такая: приходишь, покупаешь бокал, брендированный фестивалем, и к нему купоны, минимальное количество — 12 штук. В зависимости от виноделен за бокал вина ты отдаешь от двух до шести купонов, то есть выпить можно нормально. Для того чтобы ходить по празднику как внешний наблюдатель, а не участник, я выбрала себе образ лирическо-трагического героя по типу Венечки Ерофеева. Как будто мы — это он, только не пьем, но знаем культуру пития: «Все пьют, и только я знаю, зачем. Все любят, и только я знаю, как. Все умирают, и только я знаю, когда». 

На фестивале «Винные дни Еревана». Фото: Диана Гарибян

День первый 

Вместе с винными днями в Ереван пришла жара. Захожу на улицу Сарьяна, которая полностью отдана под фестиваль: это центральная ресторанная улица города, очень атмосферная. Но здесь оказываешься не в винных парах, а в чаду шашлыков. Это не просто кусочки мяса: вокруг жарятся ребра, бедра, ноги, ливер, сосиски, сардельки — все, что вы можете вспомнить из шашлычного мира. Через 200 метров ты сам уже немножечко хоровац и пахнешь как у костра на даче, и это только начало. Вдоль всей улицы, ставшей пешеходной на эти дни, стоят разных размеров (в зависимости от финансового благополучия виноделен) палатки, стенды и павильоны с вином. У компании «Арарат» — роскошный павильон, для разнообразия там наливают коктейли на основе коньяка, за ними стоит очередь. 

Фестиваль начинает работать с четырех часов дня и до одиннадцати вечера. Я пришла чуть позже открытия, чтобы успеть посмотреть, как к 18:00 улица превращается в реку, плотным потоком несущую людей всех возрастов. Течение уносит тебя в разные стороны, вокруг много людей с детьми. Надо отдать должное организаторам: в этом году (в отличие, например, от прошлого) было очень много палаток с билетами, поэтому очередей, чтобы купить купон на напиток, почти не было. Отдельное спасибо, что через каждые 10 метров стояли киоски с водой (в прошлом году везде было только вино). 

Брендированный набор посетителя фестиваля — сумочка, бокал, купоны и путеводитель. Фото: Диана Гарибян

После заката людей стало еще больше. На центральной сцене начался концерт — туда стекалась молодежь. Кажется, в Ереване не так уж часто проходят бесплатные открытые мероприятия, а на концерт можно пройти без билета и без вина. Помимо центральной сцены, есть еще несколько небольших точек с диджеями. Понятно, что чем веселее, тем все становится громче (или наоборот?). Я пытаюсь протиснуться сквозь радость и натыкаюсь на своих старинных московских друзей: они намеренно приехали в Ереван, чтобы попасть на винные дни. Мои приятельницы, интеллигентные женщины, специально рассчитали свой отпуск, чтобы захватить фестиваль. За три дня я встретила несколько таких семей. Пора уходить до завтра — реально все, как у Венечки: «Я ведь и трезвым, бывало, ходил… Пару часов. Часа два, не больше. Но очень, знаете, мучительно». 

День второй 

По Еревану все слухи разносятся мгновенно, особенно среди детей — это отдельная болтливая сеть. Я имею в виду школьников младших и средних классов, у кого уже есть право голоса (именно они потащили родителей на фестиваль). Моей подруге выдали на «передержку» первоклассника, третьеклассника и пятиклассника. Все трое категорически заявили, что вместо парка надо идти на винный фестиваль: «Там весело». В результате и без вина все были в полном восторге от огромного выбора мороженого и каких-то невиданных до сих пор в Ереване азиатских штучек — вкусной еды с креветками за 800 драм (что объективно недорого). Дети везде потанцевали, все съели, встретили кучу своих друзей и их замученных родителей. 

На фестивале «Винные дни Еревана». Фото: Диана Гарибян

Ближе к 21:00 детей становится меньше, а людей в возрасте — больше. За плечами у всех уже не первый бокальчик. Я смотрю на веселых танцующих людей трезвыми глазами, мы явно не совпадаем по настроению. 

Решаю переключиться на изучение представленных виноделен. В основном — все известные в Армении, а некоторые и за ее пределами. Маленьких, «гаражных» представителей почти нет — очевидно, участие в этом празднике стоит недешево. Среди безудержного веселья нахожу палатку с симпатичными железными банками с классным дизайном. Ребята новые. Но название у них не очень удачное, на мой вкус: в переводе на русский язык — «Винишко». Просто купить баночку нельзя, надо идти за купонами. Раз надо — иду. Покупаю, открываю. Содержание расстроило больше, чем название, выливаю. Иду за водой. Вода хотя бы продается за деньги, а не за купоны, девчонки-продавщицы говорят, что за вчера только их палатка (а они на каждом шагу) продала более 300 бутылок. Ну хоть воду пьют тоже, это хорошо. 

Спрашиваю разных людей, что нравится на фестивале, все как один кричат: «Всё!» Ну понятно.

И вдруг, когда уже после мероприятия я разговариваю с подвыпившими взрослыми мужиками в баре, один из них говорит, что встретил любовь и мечту своей жизни! И что завтра в 21:00 он будет ждать ее там же, на фестивале. Смотреть на взрослого человека, который вдруг стал легким и светлым, — редкое удовольствие. Он весь ходил в облаках, будто фестиваль дал ему шанс. Пришла ли в итоге мечта на свидание, мы не знаем. Но день явно у кого-то был удачный, и в то же время — как у Венечки: «Я был человеком меланхолическим и с приветом. Ужасно добрый был, но без направления». 

На фестивале «Винные дни Еревана». Фото: Диана Гарибян

День третий 

Решила совместить работу с удовольствием и позвала своего взрослого сына и дочь с собой. Провести вместе время, пошутить, а заодно получить второе и третье мнение. Это было лучшим решением. Мой сын, когда мы переехали, недолгое время работал в ресторанном бизнесе в Ереване — город маленький и все в профессиональном пузыре, друг друга знают. Через 10 минут у меня уже был бокал с каким-то чудесным розовым вином безо всяких купонов. Это как в кино «Отель «Гранд Будапешт» — когда все отельеры знают друг друга и могут достать все, что душе угодно. Поэтому если вы захотите прийти на винные дни, возьмите с собой кого-то местного, молодого и смешного. Мы обсуждаем, что 

по сравнению с прошлым годом как будто стало меньше русских, но при этом больше иностранной речи. Отчасти это подтверждает статистика. Многие, кто переехал в Армению из России после 24 февраля, уехали. 

На фестивале «Винные дни Еревана». Фото: Диана Гарибян

Поскольку я обзавелась внутренним агентом, мы много болтали с разными представителями виноделен. В основном все очень довольны. Даже маленькие стенды продавали не менее 100 бутылок в день. Очевидно, что экономически это очень успешное мероприятие. 

Но нельзя не рассказать про главный минус — на фестивале нет туалетов. То есть они есть в прилегающих ресторанах, но попасть туда можно, лишь отстояв внушительную очередь. Только похоже, что организаторы так и задумывали. Синие кабинки не украшают праздник, так что занимайте очередь заранее. 

После закрытия я прошла по разбитой, заваленной мусором улице Сарьяна. Все-таки стеклянные стаканы — это приятно в начале дня и очень грустно в конце: стекло хрустит под ногами. В конце улицы есть магазин, около него разными группами догуливают гости винных дней. Пьют водку. Все, как у Венечки: «И ты идёшь и идёшь, и у тебя вся жизнь впереди, и ты думаешь: неужели это всё?» 

Анна Качуровская