Очередная мощная волна студенческих выступлений в Сербии на рубеже июня и июля, включавшая многочисленные митинги по всей стране и положившая начало кампании гражданского неповиновения, выявила новую и, по мнению многих, опасную тенденцию: в риторике и на акциях студентов стали проявляться националистические мотивы. На плакатах протестующих возникли карты «Косово — часть Сербии», зазвучали лозунги «No surrender» («Нет капитуляции», т.е. сдаче Косово) и «Верните нам Косово силой!», появился акцент на отстаивании прав сербов за пределами страны («Защитим сербский народ везде!»). На крупнейшем митинге в Белграде 28 июня с участием 140 тысяч человек упоминалась необходимость такой защиты в Черногории, в Северной Македонии.
Подобные символы и заявления стали неожиданностью для части аудитории, создавая противоречие между публичной позицией оргкомитета студентов и фактической риторикой на местах. Вот как рассказывает об этом авторитетное немецкое издание Frankfurter Allgemeine Zeitung:
«Протест 28 июня выявил одно тревожное явление для всего Балканского региона. Эта тенденция прослеживается уже некоторое время, но за рубежом ее почти не замечают: в студенческом движении, которое по-прежнему является основной движущей силой протестов, верх взял великосербский национализм, напоминающий о ранних годах правления сербского диктатора Слободана Милошевича в начале девяностых годов. Выступавшие ораторы создавали впечатление, что их волнует не первоначальная цель протестного движения, то есть восстановление демократии и верховенства закона в Сербии, а начало новых войн против Косово и, возможно, Боснии. Тот факт, что студенты выбрали именно этот день для собрания, предвещал нечто плохое. (Видовдан, День святого Вита — годовщина Косовской битвы 1389 года, которая превратилась в национальный миф о жертве, христианской доблести и мученичестве, а косовский миф стал важной частью сербской национальной идентичности, особенно в XIX–XX веках, в период подъема национализма. — Ред.) Эта дата имеет мифический заряд в сербском национализме и используется как универсальное оружие. После обильной риторики о «крови и земле» студент-ведущий зачитал текст Николая Велимировича — националистического сербского священника и почитателя Гитлера, умершего в 1956 году, — в котором много говорилось о костях, предках и родине. Профессор литературы, который недавно хвалил посредственную поэзию Радована Караджича — сербского военного преступника, приговоренного к пожизненному заключению, — призывал к борьбе за сербский интегрализм, то есть объединение всех сербских земель и сербского народа в едином государстве. Были произнесены кодовые слова великосербской идеологии, во имя которой сербские военные в 90-е годы прошлого века сначала совершили преступления в Хорватии, затем в Боснии и, наконец, в Косово — включая геноцид в Сребренице. В настоящее время студенты пытаются не оставить сербский национализм Вучичу и обогнать его справа, но даже быстрая полоса на неправильном пути остается неправильным путем. Правительство Вучича не пошатнется от националистического цирка и великосербских клише — никто не может с ним сравниться на этом поле, однако развитие событий показывает, что Вучич является лишь видимым проявлением националистического заблуждения, причины которого лежат гораздо глубже».