17 июля решением Смольнинского районного суда Петербурга Европейский университет (ЕУСПб) был признан виновным по ст. 20.3.1 КоАП РФ («возбуждение ненависти и вражды, а равно унижение человеческого достоинства») и оштрафован на 250 тыс. рублей.
Поводом стал размещенный на сайте университета отчет «Как и кем творится судебная экспертиза: эксперты в контексте межведомственных взаимодействий». Отчет был опубликован по результатам трехгодичного исследования, выполненного ЕУ в 2019–2021 годах, и почти четыре года он был доступен широкой публике.
Европейский университет в Санкт-Петербурге, негосударственное учреждение постдипломного образования, был основан в 1994 году по инициативе мэра Анатолия Собчака. ЕУСПб стабильно входит в десятку либо в двадцатку лучших университетов страны в предметных рейтингах научной продуктивности вузов Рейтингового агентства «Эксперт». До 2022 года вуз был представлен в международных предметных рейтингах QS (1368 ВУЗов из 158 стран) по социологии (в числе 300 лучших), искусствам и гуманитарным наукам (451–500).
Быстро, тихо, молча
Заседание суда по делу Европейского университета, проходившее в здании на 3-й Советской улице, напоминало то ли особо секретную операцию, то ли встречу любителей тишины.
Места для слушателей и прессы располагались в самом конце просторного зала, стол для обвинителей и защиты находился совсем рядом со столом судьи. Поэтому общение представителей университета и прокуратуры (их имена так и остались неизвестны присутствовавшим) с судьей Екатериной Мезенцевой выглядело как посиделки в интимном кругу: представитель университета и обвинитель, глядя в сторону судьи, говорили почти шепотом, и лишь негромкие вопросы госпожи Мезенцевой иногда долетали до слушателей.
Из выступления представителя университета в начале судебного заседания удалось расслышать только слова о том, что специалистов Петербургского государственного университета, к которым обратилась прокуратура, не предупредили об ответственности за дачу ложных показаний. И что эти самые специалисты проводили не судебную экспертизу, а просто вынесли некое «суждение». На этом основании представитель ЕУ ходатайствовала о прекращении дела. Возражения представителя прокуратуры на слова защитника никто из слушателей и журналистов не услышал.