***
Говоря о русском православии, следует заметить: речь не может идти о православии вообще, в целом, — ибо такого православия «в целом» просто не существует. Как и никакой другой религиозной веры не существует как феномена, который можно рассматривать в отрыве от людей и институтов, его представляющих. Есть православие Иосифа Волоцкого и Нила Сорского, Иоанна Грозного и митрополита Филиппа, патриарха Никона и протопопа Аввакума, протоиерея Всеволода Чаплина и о. Александра Меня — и это все совершенно разные, по сути — антагонистичные друг другу «православия».
Поэтому, если мы говорим о религиозной вере как о явлении, связанном с формированием «народного характера», т.е. как о явлении максимально расхожем, массово ориентированном, то здесь имеются свои ведущие особенности, свой мейнстрим. И этот мейнстрим, разумеется, не будет включать в себя «богоискателей-одиночек», видящих параллели между иконами Рублева и платоновской философией.
* * *
Ведущее русско-православное наставление, которое обращено не к избранному «богоискателю», но к самым широким образом понимаемому «народному человеку», — можно увидеть так: бога почитать исключительно правильным образом, по святому уставу и без своеволия; мир же, православного человека окружающий, — всегда воспринимать с опаской и недоверием.