Сюжеты · Общество

«Ваш Шурик» — святой и великомученик

О герое антифашистского сопротивления, причисленном к лику святых

Андрей Мизюк, священник

Александр Шморель. Фото: архив

Ровно 82 года назад завершился короткий земной путь Александра Шмореля. Один из основателей немецкого христианского подполья «Белая роза» мужественно принял мученическую смерть в тюрьме Штадельхайм вместе с профессором Куртом Хубером, другим основателем и участником антинацистского сопротивления в Мюнхене. Были казнены и другие участники «Белой розы», случайно и почти чудом выжили только три человека, из которых одна — Трауте Лафренц — смогла избежать скорого суда и смертного приговора лишь благодаря тому, что тюрьма, в которой она находилась, была освобождена союзниками в 1945 году. Трауте переехала в США, где прожила почти до 104 лет. Она была последним живым участником этой легендарной группы сопротивления.

Век двадцатый, трагический и страшный, перемолол судьбы миллионов людей. Две чудовищные мировые войны, появление большевистского и нацистского режимов, погубивших огромное количество людей также и в формально невоенное время. Оба режима, заточенные на уничтожение любого инакомыслия, не могли не сойтись в противостоянии. И оно вылилось в самую кровавую мировую войну.

Семья Гуго Шмореля, отца Саши, будущего героя «Белой розы», стала своеобразным символом, свидетельством того, как изувечили эти режимы множество человеческих судеб.

Им пришлось спасаться от разорения и преследования большевиками — из российского Оренбурга, но, переехав на историческую родину в Германию, они стали свидетелями зарождения и расползания по миру гитлеровского нацизма.

Александр Шморель родился в 1917 году перед самой революцией, в октябре. Его мама Наталья Введенская скончалась очень рано, а отец, женившись во второй раз, вынужден был переехать в Германию. В годы Первой мировой войны Гуго претерпел в России немало притеснений со стороны имперской власти только по причине того, что был этническим немцем, но с приходом к власти большевиков бедствия для семьи Шмореля не завершились.

Политика экспроприации больно ударила в том числе и по Гуго Шморелю. Возвращение в послевоенную, потерпевшую поражение Германию было нелегким выбором, но, скорее всего, единственным, потому что оставалась хотя бы небольшая надежда на то, что на земле предков для Шморелей наконец-то начнется спокойная жизнь. К сожалению, и она была совсем недолгой. Реваншистские настроения и недовольство итогами войны в обществе стали плодотворной почвой для появления нового чудовища.

Александр Шморель. Фото: архив

Детство и юность Шмореля пришлись как раз на становление и захват всей Германии национал-социализмом. Мальчик с детства воспитывался в православной вере, выбор будущей профессии он сделал в пользу медицины. А в 1938 году был призван в армию прямо со студенческой скамьи. В этот год состоялась аннексия Германией Судетской области. Случившееся ужаснуло Шмореля, именно тогда он понял, что «освобождение исконных немецких земель», как это именовал Геббельс, было ни чем иным, как захватом и грабежом. В это время состоялось его окончательное и стойкое неприятие идеологии национал-социализма, которое впоследствии выльется в мирное сопротивление нацизму в самом его сердце — в Баварии. В рядах армии состоялось знакомство Александра с Гансом Шолем, с которым впоследствии они сочинят первые листовки против нацистского режима.

В 1942 году в составе медицинской бригады Шморель отправляется на Восточный фронт, и все увиденное побуждает его начать активную фазу сопротивления уже в самой Германии. Отважные христиане «Белой розы» начинают борьбу внутри страны.

Стоит отметить, что «Белая роза» изначально и сознательно отмежевалась от сотрудничества с немецкими коммунистами, ее члены осознанно позиционировали себя христианами. В группе были православные, католики и лютеране. В этом нет чего-то исключительного и необычного, между друзьями не было никаких конфессиональных разделений, их объединяла в первую очередь христианская совесть, молчание которой для них было не меньшим преступлением, чем поддержка нацизма.

Однако бой был изначально неравным. Мирное сражение против нацистской идеологии было сопряжено не только с опасностью быть схваченными гестапо, но и с предельной осторожностью в общении с одурманенным идеей расового превосходства германским обществом.

Именно «сознательные граждане» и стали причиной разоблачения и ареста всей группы. Так, Ганса и Софию Шолей сдал университетский завхоз, а сбежавшего из-под ареста Александра Шмореля в итоге вновь арестовали в бомбоубежище.

Суд был скорый, а суд вершил известный палач Роланд Фрайслер, который почти все время своего председательства в народных судах выносил исключительно смертные приговоры. И здесь нужно вспомнить существенную деталь из биографии Фрайслера. В годы Первой мировой войны он попал в плен, а освободившись, стал членом большевистской партии и фактически дорос до звания комиссара.

Эту биографическую деталь не раз вспоминали недоброжелатели судьи, но Гитлер был очень доволен «трудами» безжалостного палача и не считал нужным обращать на это внимание. Поэтому судил и выносил смертные приговоры мюнхенским христианам немецкий большевик на службе у нацизма.

Александр Шморель, тюремное фото. Источник: Википедия

Известно также, что Фрайслером были вынесены смертные приговоры нескольким католическим и лютеранским священникам. У Гитлера была своя ручная рейхскирха, а несогласные с идеологией нацистов католики и протестанты подвергались арестам и преследованиям. Хотя голос истинной Христовой Церкви в нацистской Германии все же звучал. Так, мюнстерский епископ Клеменс в свое время сделал все, чтобы вынудить нацистов отменить программу по уничтожению умственно отсталых людей. Это было сопряжено с огромным риском для него, но авторитет «мюнстерского льва» был таков, что руководители рейха не смогли арестовать священнослужителя. 

Чуть больше двух месяцев провел Шморель в тюрьме до вынесения смертного приговора. Дядя по приемной матери пытался помочь и ходатайствовал по отмене вынесения смертного приговора, используя свой авторитет в кругах НСДАП, но Гиммлер был непреклонен, и 13 июля 1943 года Александр был казнен на гильотине в подвалах тюрьмы. Надо отметить, что несмотря на серьезное обвинение и приговор Шморелю, к нему был допущен православный священник, который напутствовал заключенного перед смертью и причастил его Святых Даров. Из тюрьмы Александр отправил несколько писем своим родным и близким, в которых поддерживал и утешал их. Он знал о приближении последнего часа, но всеми силами подбадривал родственников.

В день казни, 13 июля 1943 года, он писал:

«Мои любимые отец и мать! Итак, все же не суждено иного, и по воле Божией мне следует сегодня завершить свою земную жизнь, чтобы войти в другую, которая никогда не кончится и в которой мы все опять встретимся. Эта встреча да будет вашим утешением и вашей надеждой. Для вас этот удар, к сожалению, тяжелее, чем для меня, потому что я перехожу туда в сознании, что послужил глубокому своему убеждению и истине. По всему тому я встречаю близящийся час смерти со спокойной совестью.

Вспомните миллионы молодых людей, оставляющих свою жизнь далеко на поле брани, — их участь разделяю и я.

Передайте самые сердечные приветы дорогим знакомым! Особенно же Наташе, Эриху, няне, тете Тоне, Марии, Аленушке и Андрею.

Немного часов, и я буду в лучшей жизни, у своей матери (родная мать Александра Наталья Введенская умерла в 1918 году.), и я не забуду вас, буду молить Бога об утешении и покое для вас.

И буду ждать вас!

Одно особенно влагаю в память вашего сердца: не забывайте Бога!!!

Ваш Шурик.

Со мною уходит проф. Хубер, который просит передать вам сердечнейший привет!»

В феврале 2012 года погибший от рук нацистов Александр Шморель был причислен к лику святых как мученик Русской православной церковью за границей.

Всего 25 лет земной жизни было отпущено родившемуся в Оренбурге немцу с русской душой Александру Шморелю. Шурик, как он сам себя называл и как любили называть его родители, очень любил русскую культуру и одновременно считал себя неотъемлемой частью немецкого народа.

Боль за одурманенные умы немцев сподвигла его на очень нелегкий путь, путь сопротивления, которое в тех условиях было обречено. Оно не было с оружием в руках, оно не взрывалось и не стреляло, это было сопротивление словом.

Но совершенно не важно, к какой из культур причислял себя Шморель, ведь в первую очередь он был христианином, как и его сподвижники, сложившие головы в деле сопротивления человеконенавистнической идеологии. В деле сопротивления войне и насилию, беззаконию и злу. «Белая роза» стала символом единства той незримой миру единой Церкви, голос которой был обращен к заблудшим и озлобленным. Возможно, этот голос не звучал столь громко, чтобы его услышали многие, но семя было посеяно, а сквозь время выросло прекрасное древо памяти и назидания нам, современным христианам.

Памятник Александру Шморелю в Оренбурге. Фото: Википедия

Напоминания о том, что невозможно и преступно молчать при совершении беззакония, что вразумлять и призывать к совести, к исправлению — наш долг, ибо через них мы произносим не только слово вразумления, но и открываем человеческие сердца для Слова Писания, для Слова великой и светлой Жизни, которую своей жертвой нам даровал Господь. Нет никакого оправдания перед этим голосом. 

Значит, ничего нового для нас не назначено. Никаких новых действий совершать не требуется. Только сопротивляться вранью и насилию.

Пути есть разные, но один из них расцвел для каждого из нас вне времени прекрасной белой розой, чей цвет ныне украшает, я уверен, сады неземные и немного сияет нам в наши темные времена.