От частного к общему
Аномалии на выборах в России изучали многие, в том числе и статистическими методами — как, например, метод Шпилькина*. Зачем же нужно это исследование? Потому что выборы фальсифицировать не так просто: если результат рисуют, то его рисуют не сверху, а на избирательных участках, каковых в России больше 90 тысяч. Только представьте: как побудить всех этих бюджетников массово рисовать голоса или вбрасывать бюллетени? Это требует большой работы. Работы по захвату контроля над избирательной системой в России. В этом исследовании мне удалось — как минимум частично — найти ответ на вопрос, как именно власть получает на выборах необходимый результат.
В октябре 2024 года издание «Люди Байкала»* писало про двух уволенных директрис сельских школ в Иркутской области из-за низкого результата на выборах мэра. Это вызвало довольно широкий медийный резонанс, и женщин восстановили в должности — ведь речь не просто об увольнении с избирательного участка, речь об увольнении с обычной работы. Это не единственный случай: в марте 2024 года SOTA.vision* опубликовало видео, на котором член избиркома в Краснодаре говорит, что его могут уволить, если он не обеспечит нужную явку. Это было на президентских выборах. Тот же мужчина на видео говорит, что знает случай с увольнением директора одной школы.
Истории с увольнениями директоров довольно резонансные, но это частные случаи. Кроме того, про увольнения конкретно с УИКов мы можем не знать, ведь это что-то менее скандальное и к тому же может быть замаскировано под обычную смену составов комиссий — председателя могут просто не продлить в должности. Статистический же анализ показывает не частные случаи, а общую картину: если случаев очень много и речь идет об общей тенденции, которая распространена по всей избирательной системе, гипотеза подтверждается.
Для исследования я использовал базу данных другого электорального аналитика, Ивана Шукшина*, который регулярно парсил составы УИКов — спасибо ему за это. Они доступны на сайте.
Смещенное распределение
Возьмем все избирательные участки в каком-нибудь регионе и поделим на две группы: те, на которых председателей уволили после выборов, и те, где их не уволили (сноска 1). Сама по себе смена председателей — это обычный регулярный процесс. Составы УИКов сменяются раз в несколько лет — обычно это пять лет, но никогда не больше (сноска 2). Поскольку между президентскими выборами прошло шесть лет, то в любом случае формировались новые составы комиссий, только где-то оставили того же председателя, а где-то нет. При этом смена председателей не должна зависеть от результатов выборов — то есть между этими двумя группами не должно быть статистически значимой разницы в проценте голосов за Путина или в явке.
Но разница есть. Взгляните, например, на Волгоградскую область (график 1). Здесь показаны два распределения: розовое — это распределение результатов по УИКам, где остались те же председатели после выборов (сноска 3), а синее — по УИКам, где председатели сменились. Темно-синяя/фиолетовая часть — это их пересечение. Можно заметить, что розовое распределение значительно смещено вправо относительно синего.