Сейчас русская церковь отмечает 100 лет со дня кончины святителя Тихона. Торжественные крестные ходы, молебны с длинными очередями к его мощам, которые везут из города в город, из обители в обитель, — сценарий, как говорится, классический. Народ кланяется, ставит свечи, шепчет просьбы о заступничестве. Святитель Тихон для многих сегодня превратился в некий музейный образ (сродни Мюнхгаузену из известной киноистории Захарова) — в икону, акафист, ковчежец с мощами, который торжественно носят по городам. Но за этим ликом часто забывают, что он оставил церкви великое, до сих пор незавершенное дело — смелый замысел живой и соборной церковной жизни, о котором предпочитают молчать.
Читая юбилейное слово патриарха Кирилла к 100-летию со дня блаженной кончины святителя Тихона, нельзя не заметить: в нем есть все — высокие слова о кресте первосвятителя, трагедии революции, героическом стоянии и заступничестве святого, — но нет ни единого конкретного слова о том, что тогда, при Тихоне и его Соборе, было задумано как фундамент будущей жизни церкви. Ни один абзац не упоминает приходскую соборность, живое управление приходом, роль мирян, выборность настоятеля или ответственность епископа не только перед Богом, но и перед народом Божиим.
Вместо живого разговора о том, что и сегодня мешает церкви стать полнокровной семьей, слышим лишь благочестивый призыв «возносить молитвы» и надеяться на предстательство святителя Тихона. Но сам святитель оставил нам не только пример личного терпения — он оставил недоделанную, отложенную «приходскую революцию», которая так и не случилась за 100 лет. Молчание о ней — самый красноречивый штрих этой торжественной речи.
Сорок лет с тех пор, как в 1988 году русская церковь отпраздновала тысячелетие Крещения Руси, она живет, увы, заложницей одной тихой, но коварной идеи: измерять свою жизнь количественно.