За последние несколько месяцев на публичных просторах появился изрядный набор текстов и докладов, в которых разнообразные отечественные ученые и не очень мужи так или иначе описывали свое представление о настоящем России и ее будущем. При всей калейдоскопической широте представленных картинок, их все объединяло железобетонное убеждение в том, что и сегодня, и в далеком завтра всё в стране должно строиться вокруг интересов государства, его воли, а граждане должны так или иначе подстроиться под эти интересы и эту волю.
Если совсем честно, практически везде констатируется, что россияне никакой субъектностью, никакой свободой воли не обладают и не будут обладать, поэтому, если скажет государство «Все налево!», то все пойдут налево, если скажет, что направо, то все моментально туда и отправятся. Если скажет: «Вперед, на заводы, поднимать экономику!», то все разом, не пикнув, встанут за станки.
Не то чтобы наблюдения за нынешней окружающей действительностью не подтверждали подобную точку зрения хотя бы отчасти. Российское общество, за небольшим, но очень громким исключением всегда, в любые времена существующих в нем активистов разной окраски, в целом выглядит аморфным и апатичным. Часто кажется, что оно вставило беруши, натянуло на глаза маску для сна, легло на спину, приняло позу звезды и плывет по течению бурных исторических событий, заботясь только о том, чтобы удержаться в фарватере, чтобы уберечься и не расшибиться о нависающие справа и слева острые скалы того, что кто-то называет государственной политикой, кто-то обстоятельствами, а кто-то судьбой. В таком положении действительно трудно явить наличие какой-то свободы выбора и воли, каких-то готовности и желания самим что-то решать.