Комментарий · Экономика

Скинемся на правительство

Сколько бутылка будет стоить, столько и за потекший кран возьмут. Логика повышений тарифов на ЖКХ

Дмитрий Прокофьев, редактор отдела экономики

Фото: Татьяна Кораблева / ТАСС

С 1 июля в России выросли тарифы на ЖКХ — согласно распоряжению правительства, в этом году их проиндексируют в среднем на 11,9%. (В прошлом году тарифы в среднем по России выросли на 9,8%, в 2023-м — на 8,11%.) Тарифы на газ повысят в среднем по стране на 10,3%, на электроэнергию — на 12,6%. В ряде регионов тарифы могут вырасти и на 20%, а где-то максимальные индексы повышения составят без малого 40%. Рост тарифов в каждом регионе зависит от местных комитетов по тарифам, ситуации с коммунальной инфраструктурой, а также от наличия финансовых ресурсов у региона. При этом рост тарифов объясняют не столько инфляцией, сколько необходимостью обновления инфраструктуры: по последним данным Минстроя, в России нуждаются в замене 43% коммунальных сетей.

Это только начало, аудиторы Счетной палаты прямо говорят, что:

«…повышение тарифов — важное, но не единственное условие для эффективного обновления ЖКХ в России. <…> для намеченной модернизации коммунальных сетей до 2030 г. нужно больше внебюджетных источников финансирования. Запланированные на это 4,5 трлн руб. бюджетных и внебюджетных средств аудитор считает достаточными для обеспечения первоочередных мер по обновлению «железа» без учета затрат на цифровизацию отрасли»

То есть за цифровизацию добавят отдельно, ну и про внебюджетные источники финансирования — вы всё поняли.

«Практически все инфраструктурные комплексы, которые относятся к так называемым локальным монополиям — теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, — модернизировались последние 20 лет очень низкими темпами», — уточняет аудитор Счетной палаты Наталья Трунова а интервью журналу «Эксперт».

Что-то двадцать лет мешало правительству модернизировать инфраструктурные комплексы, наверное, денег не хватало, ну и приоритеты были иными. Теперь вот будут искать и «внебюджетные источники».

По этому поводу почти сто лет назад все сказал великий пролетарский писатель Максим Горький:

«…необходимо вооружиться совершеннейшей техникой, необходимо построить сеть заводов и фабрик. Население само и должно дать денег на производство всего, что ему необходимо!»

И мы в самом начале этого пути — отдачи денег на производство всего, что необходимо. «Рост выпуска в отдельных отраслях» сам себя не оплатит, без притока капитала для такой оплаты есть только вариант снижения текущего потребления — ресурсы, которые могли бы пойти на потребление, пойдут на рост производства — что не так?

Это и есть та самая промышленная политика, «возрождение производства», структурная трансформация экономики, безоговорочно поддержанная ключевыми электоральными группами. И налоги вырастут, и сборы, и тарифы, и штрафы — и все это, кстати, будет работать и на торможение инфляции: как справедливо замечал министр финансов, «если ничего не покупать, то цены нормальные».

Но той же справедливости ради скажем, что смотреть надо не только на абсолютные суммы в платежках на ЖКХ, но и на долю этой суммы в расходах людей.

На этот счет есть исследование НИУ-ВШЭ, в котором с опорой на данные обследования бюджетов домашних хозяйств (ОБДХ) Росстата расписано, какую часть своих расходов россияне тратят на ЖКХ в зависимости от уровня своего потребления. В «разрезе ЖКХ» разница между «самыми богатыми» и «самыми бедными» выглядит так:

Чем выше уровень потребления и расходов людей, тем меньшую долю в них занимают коммунальные платежи.

  • 1-й дециль (10% самых бедных): 13,9%
  • 5-й дециль — 11,9%
  • 10-й дециль (10% самых богатых): 8,0%

Чем больше денег в семье — тем менее затратными ощущаются коммунальные платежи. С учетом того, что к 10% богатых Росстат относит те домохозяйства, где на члена семьи приходится более 73 тысяч рублей расходов (это данные 2023 года, но более свежих нет), можно понять, почему правительство уверено — никакого недовольства повышение тарифов ЖКХ не вызовет. Все заплатят.

Кроме того, еще сто лет назад великий макроэкономист Джон Мейнард Кейнс заметил, что в России одна седьмая населения живет на значительно более высоком уровне, чем позволяет ее производительность труда, — потому что правительство перераспределяет ресурсы в ее пользу от оставшихся шести седьмых.

Рост платежей за ЖКХ — это проигрыш миллионов домохозяйств, да, но это одновременно выигрыш для тех, кто прямо или косвенно работает в этой сфере (а это колоссальная отрасль).

Плюс — инфляцию никто не отменял — если все дорожает, почему не должны расти тарифы?

На эту же тему — рост цен на удовлетворение потребностей государства и рост тарифов конкретно на ЖКХ, есть старый советский анекдот.

Слесаря спрашивают:

— Вот водка стоила три рубля, а стала пять, ты будешь пить?

— Буду!

— А если бутылка будет стоить десятку?

— Буду!

— А если четвертной (25 рублей)?

— Буду!

— А если полтинник?

— Ты не понимаешь, — отвечает слесарь, — Видишь, кран течет? Вот сколько будет бутылка стоить — столько и кран починить будет стоить!

Так вот, сколько потребуется на реализацию экономической политики — столько и налогов соберут (тарифы поднимут, сборы повысят).