Ученые сразу нескольких стран мира заявляют о социальном феномене — впервые в истории человечества число людей, живущих в одиночестве, практически приблизилось к цифре, составляющей людей семейных.
Тренд на жизнь соло фиксируется уже как минимум в течение последнего десятилетия, но тема до сих пор никем всерьез не изучена, ее мало обсуждают, и она остается малопонятной.
По данным Всероссийской переписи населения 2021 года, 41,8% домохозяйств в стране принадлежат одиноким людям. Это 27,6 млн человек.
Для сравнения, в 2002 году эта цифра составляла 22%.
В Америке сегодня одинокими являются более 50% взрослых, это 31 млн человек. Год для сравнения там берется старее, но это не меняет ситуацию — в 1950 году лишь 22% американцев были одинокими; 4 млн человек жили отдельно, что составляло 9% всех домохозяйств.
По данным исследовательской компании Euromonitor International, во всем мире число людей, проживающих в одиночестве, резко увеличилось — со 153 млн в 1996 году до 201 млн в 2006-м, то есть за 10 лет количество таких людей возросло на 33%. Более свежих цифр по всему миру пока, к сожалению, нет. Но известно, что число американских одиночек сегодня уверенно обгоняют одинокие граждане Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии. Значительно увеличилось и число одиночек в Канаде, Австралии, во Франции, в Германии и Англии. И даже в Японии, где вся жизнь традиционно была организована вокруг семьи, теперь около 30% домохозяйств состоят из одного человека. К таким же цифрам близка сегодня и Индия.
Что стоит за этим феноменом? Протест? Экономическая ситуация, рост благосостояния, тяга к вечной молодости? Или, может быть, инфраструктура больших городов, женщины, давно уже сравнявшиеся с мужчинами по своим статусам, социальные сети, скачок средней продолжительности жизни?
Все вместе взятое — к такому выводу можно прийти, прочитав книгу социолога, доктора философии Нью-Йоркского университета Эрика Кляйненберга. Его книгу «Жизнь соло. Новая социальная реальность» (издание на русском языке вышло в «Альпина нон-фикшн» в 2014 г.) уже по праву называют энциклопедией исследований феномена современного одиночества — здесь сотни интервью и анализ большого числа научных работ, досконально изложенная история вопроса. Но поговорить об этом стоит, может быть, начав с фильма, который никак не связан с книгой Кляйненберга.
Лобстер
Человек рассказывает, что ему было 19 лет, когда отец влюбился в другую и оставил семью. Мать поселили в отель, а потом превратили в волчицу и устроили в зоопарке. Он очень скучал по ней и приходил каждый день с большим куском сырого мяса. Он не знал, кто из волков его мать, и поэтому кормил всех. А потом не выдержал однажды и прыгнул к ним. На него сразу набросились все волки, и только двое из них остались в стороне. Он предположил, что один из них мог быть его мамой. Служители быстро среагировали и его оттуда выхватили, отвезли в больницу, спасли. Но у него теперь изувечена нога.
Похоже на бред или странный сон, но я сейчас рассказываю вам о сцене из фильма «Лобстер» греческого режиссера Йоргоса Лантимоса. В 2015 году этот фильм получил Приз жюри Каннского кинофестиваля.