Комментарий · Общество

Заложники «царской рыбы»

Карельский поселок встал на защиту Онежского озера от форелевого бизнеса

В Уницкой губе. Фото: Валерий Поташов

В Уницкой губе. Фото: Валерий Поташов

Карельскую форель зачастую называют «царской рыбой» — ее подают на торжественных обедах руководства страны, а туристы из Москвы, Санкт-Петербурга и других российских мегаполисов привозят ее из республики в качестве деликатеса. Но для самих жителей Карелии товарное рыбоводство стало настоящей бедой: форелевые хозяйства захватывают самые чистые озера, где местное население традиционно вело рыбный промысел и брало питьевую воду. После прихода форелевого бизнеса в карельских лесах появились свалки тухлой рыбы, а берега водоемов, где стоят садки, покрыла маслянистая пленка.

Неудивительно, что новые форелевые хозяйства встретили в Карелии сопротивление ее коренных жителей, которых лишают мест рыбного лова и отдыха. Протесты против товарного рыбоводства прокатились в последние годы по всей республике. Одним из очагов таких протестов стал и заонежский поселок Ламбасручей, в окрестностях которого действует несколько форелевых ферм.

«Раньше мы в деревне воду на самовар из Онежского озера брали, из нее чай вкуснее, а как эти форелевые хозяйства появились, мы перестали из озера воду пить», — поделилась с «Новой» пенсионерка Нина Боженова.

Вместе с еще несколькими жителями Ламбасручья Нина Ивановна подала административный иск в Верховный суд Карелии о признании недействующим приказа республиканского министерства сельского и рыбного хозяйства о создании в Уницкой губе Онежского озера нового рыбоводного участка для выращивания форели. Участок занял акваторию площадью почти 77 гектаров близи острова Миж, где находится старое сельское кладбище. Ламбасручей до сих пор хоронит на острове своих умерших, и, 

как считает Нина Боженова, устраивать форелевую ферму у могил предков — это кощунство. Кроме того, местные жители опасаются, что рыбные отходы могут привлечь медведей, и они начнут разрывать свежие захоронения — такие истории в Карелии уже случались.

Однако больше всего население Ламбасручья беспокоит то, что новый рыбоводный участок перекрывает Уницкую губу, где заонежане веками вели ряпушковый промысел.

«Там за Мижестровом урочище ряпушки. Нас ламбасручейские рыбаки всегда осенней ряпушкой обеспечивали. Она на засол идет. А теперь им и рыбы не поймать», — рассказала руководитель общественной организации «Заонежье» Валентина Сукотова, которая живет в старинном селе Космозере, неподалеку от Ламбасручья.

«Эти садки перекроют нам Уницкую губу, где мы ловим ряпушку. Мы не сможем к ним даже приближаться, да и когда тут поставят садки, ряпушка перестанет сюда заходить», — заметил рыбак из Ламбасручья Виктор Росликов.

О том, что республиканские власти создали в Уницкой губе новый рыбоводный участок, в поселке узнали постфактум. В конце мая карельский Минсельхоз выпустил официальное сообщение о заседании комиссии по определению границ рыбоводных участков, которая единогласно высказалась за создание такого участка вблизи Мижострова. При этом министерские чиновники сослались на результаты некоего опроса, который якобы был проведен в Ламбасручье.

Кладбище на Мижострове. Фото: Валерий Поташов

Как утверждают в Минсельхозе Карелии, в опросе приняли участие 137 человек, из которых 76 высказались за создание нового рыбоводного участка в Уницкой губе, а 61 — против. Однако жители Ламбасручья говорят, что никакого опроса в поселке не проводили, и откуда взялись эти цифры, они не знают.

Как только республиканские власти объявили результаты голосования, местные активисты организовали свой опрос, и выяснилось, что почти весь поселок не желает открытия в Уницкой губе нового форелевого хозяйства. Жители Ламбасручья заподозрили карельских чиновников в подлоге и собрали в начале июня сход, на котором выступили против выращивания форели у Мижострова.

На сход приехало руководство республиканского министерства сельского и рыбного хозяйства, а также компании из Санкт-Петербурга «Норд-Ост-Рыбпром», которая ведет форелевый бизнес на Онежском озере и собирается открыть новую ферму в Уницкой губе.

Чиновники и форелеводы стали убеждать жителей Ламбасручья, что без нового хозяйства поселок не выживет. Однако настроение местного населения весьма красноречиво выразила поселковая активистка Нина Боженова.

«Без форели мы проживем, а вот без воды, родненькие, все сдохнем», — заявила женщина на сходе.

После этой встречи жители Ламбасручья собрали средства на оплату судебных расходов и подали административный иск к Минсельхозу Карелии. Истцы потребовали признать недействующими министерские приказы о создании не только нового рыбоводного участка у Мижострова, но и еще одного, площадью около 126 гектаров, который был сформирован республиканскими властями в Уницкой губе в 2011 году.

Встреча юриста Ольги Тужиковой с жителями Ламбасручья. Фото: Валерий Поташов

Как отметила юрист Ольга Тужикова, которая будет представлять интересы жителей Ламбасручья в Верховном суде Карелии, оба рыбоводных участка были созданы республиканскими властями без учета мнения местного населения. «В суд готов идти весь поселок, но для того чтобы оформить доверенность, людям нужно ехать из Ламбасручья к нотариусу, поэтому на сегодняшний день истцами выступают три человека. Думаю, что в ходе рассмотрения иска к нему присоединятся и другие жители поселка. Население Ламбасручья намерено защищать свои права», — пояснила юрист Тужикова.

Напомним, в 2023 году жителям карельского поселка Плотина удалось добиться отмены приказа Минсельхоза республики о создании рыбоводного участка на Лоухском озере. А в 2019 году Верховный суд Карелии поддержал население старинной деревни Войница, которое также выступило против открытия форелевого хозяйства на озере Верхнее Куйто.