Сюжеты · Общество

Война с мертвыми

На карельских кладбищах уничтожают финские памятники

Заколоченная мемориальная плита на финском воинском кладбище. Фото: соцсети

Заколоченная мемориальная плита на финском воинском кладбище. Фото: соцсети

В карельском городе Сортавале заколотили мемориальную плиту на финском воинском кладбище. Она была установлена в начале 90-х годов прошлого столетия, и на ее открытие приезжала большая делегация из Финляндии во главе с бывшим министром обороны соседней страны Элизабет Рен. Финское воинское кладбище находится в самом центре туристического города, и, очевидно, кому-то не понравилась надпись, высеченная на плите на русском и финском языках: «На этом месте покоятся 452 финна, защищавшие Финляндию в войнах 1939–1944 годов». 

В Карелии это первый случай вандализма по отношению к финским военным памятникам. Однако в расположенной по соседству Ленинградской области борьба с неудобным историческим наследием идет уже на протяжении нескольких лет.

Где-то финские военные мемориалы демонтируют по решению суда, а где-то их сносят, не дожидаясь вмешательства властей. 

В июне нынешнего года на Карельском перешейке была уничтожена надпись, выбитая на огромном валуне в память о финнах, которые погибли во время боев в районе Тали-Ихантала летом 1944 года. Надпись на русском и финском языках гласила: «1944 Ihantalan taistelut. Kunnia sankareille. Бои Ихантала. Слава героям». 

Но если стереть память с валуна в Ихантале потребовала Выборгская прокуратура, то кому понадобилось заколачивать мемориальную плиту в Сортавале, для местных жителей осталось загадкой. 

Фото: соцсети

Фото: соцсети

Для многих из них произошедшее на финском воинском кладбище стало неприятной неожиданностью. Приграничный карельский город на протяжении десятилетий считался чуть ли не образцом добрососедских отношений между Россией и Финляндией. В 1990 году в Сортавале состоялся международный музыкальный фестиваль «Миры встречаются», который оказался для российской Карелии таким же символом падения «железного занавеса», как рок-опера «Стена» группы «Пинк Флойд» на Потсдамской площади в Берлине. В том же году между Сортавалой и финским городом Йоэнсуу открылся регулярный автобусный рейс, и приграничный туризм превратился для карельского Приладожья в обыденность. Причем довольно прибыльную. 

Интересно, что при всей своей патриотической риторике нынешний глава Карелии Артур Парфенчиков любил бывать в Финляндии, встречался с ее прежним президентом Саули Ниинисте, призывал финский бизнес инвестировать в республику и даже собирался запустить пассажирский поезд в Йоэнсуу. Республиканские власти рассчитывали с помощью программы приграничного сотрудничества модернизировать в Сортавале систему водоснабжения с тем, чтобы воду в этом бывшем финском городе можно было пить из крана, как в Финляндии. 

Однако все изменилось после февраля 2022-го. Все приграничное сотрудничество и культурные связи между российской Карелией и Финляндией оказались заморожены, а республиканские власти достали из советского прошлого более привычный им образ финского врага. Дошло до того, что карельский губернатор перестал упоминать в своих публичных выступлениях даже название соседней страны и заговорил о необходимости замены финского наименования Сортавалы русским Сердоболь. Правда, справедливости ради нужно заметить, что эта инициатива главы республики не встретила поддержки у жителей, и многие относились к ней как чиновничьей блажи. 

Заколоченная мемориальная плита. Фото: соцсети

В прошлом году в Карелии устроили судебный процесс по признанию факта геноцида советского народа со стороны Финляндии в годы Великой Отечественной войны, на котором карельский губернатор Артур Парфенчиков выступил в качестве заинтересованного лица. Как заявил Парфенчиков, признание факта геноцида особенно важно сейчас, когда «вновь поднимается вопрос о создании Великой Финляндии на нашей исторической и святой территории», а «страны коллективного Запада стараются исказить правду о зверствах фашистско-немецких захватчиков и их пособников». К суду карельское руководство даже изменило название одного из республиканских праздников — Дня освобождения Карелии от фашистских захватчиков.

По инициативе губернатора эта дата в региональном календаре стала именоваться Днем освобождения республики от немецко-фашистских и финских захватчиков. 

Наконец, в начале нынешнего года республиканское управление по охране объектов культурного наследия издало приказ об отказе во включении в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ несколько финских и немецких кладбищ. Речь в этом документе идет, в частности, о кладбище финских граждан 1939–1944 годов в поселке Суйстамо, который по итогам Второй мировой войны отошел от Финляндии Советскому Союзу, о кладбище немецких военнопленных 1944–1948 годов в местечке Пески в Петрозаводске, о кладбище интернированных немецких граждан 1945 года в деревне Падозеро и о могилах немецких воинов 1941 года у озера Колласъярви. Все эти захоронения ранее имели статус «выявленных» памятников, и хотя в приказе управления по охране объектов культурного наследия Карелии, финское военное кладбище в Сортавале не упоминалось, но произошедшее на нем вряд ли можно считать случайностью.