В карельском городе Сортавале заколотили мемориальную плиту на финском воинском кладбище. Она была установлена в начале 90-х годов прошлого столетия, и на ее открытие приезжала большая делегация из Финляндии во главе с бывшим министром обороны соседней страны Элизабет Рен. Финское воинское кладбище находится в самом центре туристического города, и, очевидно, кому-то не понравилась надпись, высеченная на плите на русском и финском языках: «На этом месте покоятся 452 финна, защищавшие Финляндию в войнах 1939–1944 годов».
В Карелии это первый случай вандализма по отношению к финским военным памятникам. Однако в расположенной по соседству Ленинградской области борьба с неудобным историческим наследием идет уже на протяжении нескольких лет.
Где-то финские военные мемориалы демонтируют по решению суда, а где-то их сносят, не дожидаясь вмешательства властей.
В июне нынешнего года на Карельском перешейке была уничтожена надпись, выбитая на огромном валуне в память о финнах, которые погибли во время боев в районе Тали-Ихантала летом 1944 года. Надпись на русском и финском языках гласила: «1944 Ihantalan taistelut. Kunnia sankareille. Бои Ихантала. Слава героям».
Но если стереть память с валуна в Ихантале потребовала Выборгская прокуратура, то кому понадобилось заколачивать мемориальную плиту в Сортавале, для местных жителей осталось загадкой.
Для многих из них произошедшее на финском воинском кладбище стало неприятной неожиданностью. Приграничный карельский город на протяжении десятилетий считался чуть ли не образцом добрососедских отношений между Россией и Финляндией. В 1990 году в Сортавале состоялся международный музыкальный фестиваль «Миры встречаются», который оказался для российской Карелии таким же символом падения «железного занавеса», как рок-опера «Стена» группы «Пинк Флойд» на Потсдамской площади в Берлине. В том же году между Сортавалой и финским городом Йоэнсуу открылся регулярный автобусный рейс, и приграничный туризм превратился для карельского Приладожья в обыденность. Причем довольно прибыльную.
Интересно, что при всей своей патриотической риторике нынешний глава Карелии Артур Парфенчиков любил бывать в Финляндии, встречался с ее прежним президентом Саули Ниинисте, призывал финский бизнес инвестировать в республику и даже собирался запустить пассажирский поезд в Йоэнсуу. Республиканские власти рассчитывали с помощью программы приграничного сотрудничества модернизировать в Сортавале систему водоснабжения с тем, чтобы воду в этом бывшем финском городе можно было пить из крана, как в Финляндии.
Однако все изменилось после февраля 2022-го. Все приграничное сотрудничество и культурные связи между российской Карелией и Финляндией оказались заморожены, а республиканские власти достали из советского прошлого более привычный им образ финского врага. Дошло до того, что карельский губернатор перестал упоминать в своих публичных выступлениях даже название соседней страны и заговорил о необходимости замены финского наименования Сортавалы русским Сердоболь. Правда, справедливости ради нужно заметить, что эта инициатива главы республики не встретила поддержки у жителей, и многие относились к ней как чиновничьей блажи.
В прошлом году в Карелии устроили судебный процесс по признанию факта геноцида советского народа со стороны Финляндии в годы Великой Отечественной войны, на котором карельский губернатор Артур Парфенчиков выступил в качестве заинтересованного лица. Как заявил Парфенчиков, признание факта геноцида особенно важно сейчас, когда «вновь поднимается вопрос о создании Великой Финляндии на нашей исторической и святой территории», а «страны коллективного Запада стараются исказить правду о зверствах фашистско-немецких захватчиков и их пособников». К суду карельское руководство даже изменило название одного из республиканских праздников — Дня освобождения Карелии от фашистских захватчиков.
По инициативе губернатора эта дата в региональном календаре стала именоваться Днем освобождения республики от немецко-фашистских и финских захватчиков.
Наконец, в начале нынешнего года республиканское управление по охране объектов культурного наследия издало приказ об отказе во включении в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ несколько финских и немецких кладбищ. Речь в этом документе идет, в частности, о кладбище финских граждан 1939–1944 годов в поселке Суйстамо, который по итогам Второй мировой войны отошел от Финляндии Советскому Союзу, о кладбище немецких военнопленных 1944–1948 годов в местечке Пески в Петрозаводске, о кладбище интернированных немецких граждан 1945 года в деревне Падозеро и о могилах немецких воинов 1941 года у озера Колласъярви. Все эти захоронения ранее имели статус «выявленных» памятников, и хотя в приказе управления по охране объектов культурного наследия Карелии, финское военное кладбище в Сортавале не упоминалось, но произошедшее на нем вряд ли можно считать случайностью.