В ожидании «предкатастрофы»
Посудите сами. С одной стороны, проводим мы недавно очередное исследование нашей Лаборатории будущего «Новой газеты» по совсем иному важному вопросу, где тема присутствия мигрантов в российской жизни вовсе не центральная и упоминается лишь среди вариантов возможных ответов. Но внезапно этот вроде бы невинный, один из многих предложенных экспертами вариант решения отечественных демографических проблем — привлекать и натурализовывать в стране мигрантов — получает резкое отторжение россиян: его не поддерживает практически никто, «за» от нуля до одного процента опрошенных.
С другой стороны, в средствах массовой информации одна за другой мелькают статьи, в которых авторы утверждают, что проблема отторжения мигрантов российским обществом сильно преувеличена, и при этом ссылаются на прошлогодние опросы окологосударственных социологов, согласно которым более восьмидесяти процентов граждан не испытывают никаких негативных чувств к многообразным и многочисленным приезжим, поселившимся рядом с ними.
С третьей же стороны, сверяешься с итоговыми данными за 2024 год «Национального индекса тревожности» россиян, рассчитываемого ежеквартально агентством КРОС, и обнаруживаешь там «мигрантов» в первой десятке тревожностей, выше прилетов беспилотников, природных катаклизмов и снижения курса рубля.
В результате начинаешь судорожно читать все, что пишется по этой теме экспертами и аналитиками, депутатами и чиновниками, провластными комментаторами и независимыми исследователями, и обнаруживаешь ворох публикаций, которые одна за другой противоречат друг другу и создают какофонию мнений и точек зрения.
…Вот нам подробно описывают, как тщательно и планомерно реализуется Федеральный проект «Россия — привлекательная для учебы и работы страна», по планам которого в период с 2021 по 2030 год в страну должен быть привлечен почти миллион человек по разделу «качественные иностранные трудовые ресурсы», и как от всего этого стране станет хорошо. Тут же авторы описываемого не забывают отметить, что параллельно с этим власти корпят над внедрением в жизнь плана мероприятий национальной Концепции миграционной политики на 2024–2025 годы, в который плотно упакованы и пряники мер, повышающих удобство привлечения в страну мигрантов, и кнуты всевозможных форм контроля, ограничений и наказаний за разнообразные нарушения и обходы установленных правил.