«Какие могут быть кошки-собаки, когда решается вопрос жизни и смерти? Не могу понять…», «Зла на родителей не хватает: отказываются выезжать без своей кошки…», «Моя мама в Заолешенке никуда не поедет — у нее собаки, помолитесь о ней…»
Эти и другие подобные сообщения попадаются в чатах, где с августа прошлого года и до сих пор общаются родственники суджан. Люди, которые успели бежать из Суджи и окрестных сел до того, как туда вошли ВСУ, не скрывают своего непонимания и даже негодования в адрес тех, кто остался, потому что «не мог бросить кошечку или собачку».
Годами суджане жили вместе со своими домашними животными, не допуская мысли о том, чтобы бросить четвероногих членов семьи на произвол судьбы. Но жизнь распорядилась иначе. Оказавшись в смертельной опасности, люди были вынуждены решать: бросать своих зверей, спешно спасаясь самим, или как-то брать их с собой. А если уж вместе с кошками и собаками бежать нельзя, то оставаться с ними, пусть и в опасности…
Вопрос о питомцах в прошлом году вставал ребром и для людей в приграничных селах Белгородской области. Там было еще меньше времени на раздумья. Например, жители Грайворонского района буквально спасали свою жизнь, когда в села вошли вооруженные бойцы ВСУ.